21 мая, 15:36
О загадках человеческого генома было написано уже немало томов научных трудов. Финские исследователи вписали и свою страничку: вместе с американскими коллегами они определили область генома, которая отвечает за музыкальные способности.
Группа ученых под руководством Ирмы Ярвела привлекла к участию в своем эксперименте 15 обычных финских семей. Все домочадцы подверглись генетическому обследованию, после чего прошли тест на музыкальные способности. Результаты исследования позволили специалистам предположить, что способности к музыке имеют генетическую подоплеку.
Участок генома, отвечающий за музыкальную одаренность, находится "по соседству" с геном, вызывающим нарушение речи - дислексию. По мнению исследователей, это доказывает, что здесь задействованы одни и те же генетические механизмы. Ярвела довольна проделанной работой: "Обнаружение генов, связанных с восприятием и исполнением музыки, позволит нам понять, как она влияет на мозговую деятельность и процесс эволюции. Вдобавок мы надеемся установить связь между музыкальными способностями и лингвистической одаренностью".
Между тем в 2007 г. американские ученые успешно доказали положительное влияние музыкального образования на работу мозга. В ходе исследования, к участию в котором привлекли 20 добровольцев, участникам эксперимента предложили посмотреть фильмы по их выбору.
Во время просмотра испытуемые непрерывно слышали на заднем плане слово мандаринского наречия, похожее по звучанию на "ми". Мандаринский диалект очень музыкален, и значение слова зависит от тона, которым оно произнесено. Например, слово "ми", произнесенное ровным тоном, означает "смотреть искоса", если тон повысить, то слово обретает значение "смутить", а при пониженном тоне это слово означает "рис".
Во время эксперимента ученые фиксировали уровень мозговой деятельности участников. Здесь стоит отметить, что половина добровольцев в детстве посещала музыкальную школу в среднем на протяжении шести лет. Другая же половина не посещала музыкальные занятия. Все участники были носителями английского языка и никогда раньше не слышали экзотических диалектов.
"Даже при том, что все внимание участников было сосредоточено на фильме, и звуки "ми" не имели для них никакого смысла, те из них, которые посещали музыкальную школу, гораздо лучше различали нюансы речи героев фильма", - отметил невролог Северо-западного Университета Патрик Уонг. Он подчеркнул, что наблюдения проводились над самыми обыкновенными людьми, не являющимися профессиональными музыкантами.