27 августа, 09:29
В арабских странах все более популярными становятся повышающие фертильность препараты для пар, желающих зачать мальчика.
Последний случай многоплодных родов, когда 27-летняя египетская крестьянка родила семерых здоровых детей, можно считать чудом, но из ряда вон выходящим событием этот случай не является.
В Египте в настоящее время идут споры по поводу правомерности стимулирующей фертильность терапии при недостаточно развитой педиатрии в стране. Многие египетские больницы просто не располагают инкубаторами и приборами младенческой реанимации, необходимыми для спасения недоношенных детей и детей, родившихся с малым весом, как это бывает при многоплодных родах.
Как известно, в арабском мире супруги стремятся к рождению сыновей, что и заставляет их обращаться за медицинской помощью. Препараты по повышению фертильности стоят недорого, и врачи часто выписывают их пациенктам, желающим зачать сына. Вскоре арабский мир может захлестнуть волна многоплодных родов.
Между тем, президент Египта Хусни Мубарак заявил в июне, что слишком резкий рост рождаемости тормозит египетскую экономику - в настоящий момент население страны составляет 79 миллионов человек, и большинство населения проживают в дельте Нила, на трех процентах от площади страны. По мнению ученых, при нынешних темпах рождаемости население Египта удвоится к 2050 году.
Разала Хамис, родившая одновременно трех дочерей и четырех сыновей в дополнение к трем старшим дочерям, теперь не знает, что ей делать. "Я действительно напугана, - призналась она. - Мы живем в глинобитном двухкомнатном доме. Я не знаю, куда я пойду со своими десятью детьми".
Хамис впервые в мире выносила семерых детей до срока в 34 недели - до сих пор самой длинной семиплодной беременностью была беременность в американской семье МакКади, продлившаяся 31 неделю в 1997 году. Самый большой ребенок в семье МакКади был меньше самого маленького ребенка Разалы Хамис - напомним, что она родила семерых малышей весом от 1450 граммов до 2800 граммов.
Египетские врачи признаются, что они продержали Хамис до родов так долго, потому что просто не могли обеспечить выживаемость всех малышей из-за отсутствия необходимого оборудования. Однако долгое ожидание существенно увеличило риск гибели матери.
"Мы благодарны богу, что не было осложнений, иначе Разала бы умерла", - цитирует агентство АР доктора Махмуда Мелейса, делавшего кесарево сечение матери. Врачи были вынуждены перевезти четверых новорожденных в другие больницы, поскольку не могли обеспечить уход семерым недоношенным детям одновременно.
Сама Разала Хамис видела всех своих детей только по телевизору, поскольку в больнице "Шатби", где проходили роды, с ней остались только трое младенцев, которых она кормила грудью. Мальчиков супруги Хамис назвали Мохаммед, Карим, Биляль и Ясин, а девочек - Исраа, Хабиба и Доа.
В западном мире врачи были шокированы тем фактом, что Разала Хамис, мать троих детей, получила препараты для повышения фертильности. "Это недопустимый случай, - считает профессор Гуидо Пеннингс из бельгийского Университета Гента. - Недопустимо так рисковать возможными осложнениями у матери и младенцев".
"Ей двадцать семь лет, у нее трое детей. Эта женщина не бесплодна, - подчеркнул он. - Даже если у нее был период, когда она не могла зачать ребенка, это признак того, что нужно быть осторожным при стимуляции овуляции".
Египетские врачи опасаются, что вскоре им придется столкнуться с многоплодными беременностями, которые закончатся гораздо хуже случая Разалы Хамис. Препараты для повышения фертильности стоят в Египте около семи с половиной долларов за укол, и они становятся все более популярны среди населения.
"Очень важно, почему она сделала это, уже имея троих детей, - отметил глава кафедры акушерства и гинекологии в университете Александрии Хасан Салам. - У нее были три дочери и не было сына. Во многих районах Египта если у тебя нет сына - это значит, что у тебя вообще нет детей".
Доктор Разалы Хамис Абдель-Рахим Муса сообщил, что она решила пройти курс повышения фертильности через пять лет после рождения младшей дочери. Он сделал ей пять уколов стимулирующих овуляцию препаратов, после чего порекомендовал попытаться зачать ребенка. Он был шокирован, когда обнаружил, что произошло оплодотворение девяти яйцеклеток одновременно. При этом врач признается, что он не помнит, проверял ли в период овуляции пациентки, сколько именно яйцеклеток образовалось.
Он порекомендовал Хамис сделать частичный аборт, отметив, что шанс на рождение здоровых детей все еще есть, и она отказалась. В процессе беременности у Разалы Хамис произошло два выкидыша.
Врачи отмечают, что отсутствие в Египте каких-либо ограничений стимулирующей терапии очень опасно. Хасан Салам надеется, что случай Разалы Хамис продемонстрирует врачам, что женщины способны зачать семерых, восьмерых и даже девятерых младенцев, и заставит их задуматься о необходимости подобного лечения.
Сама же Разала Хамис и ее супруг пытаются добиться какой-либо помощи от государства. Министерство здравоохранения пообещало им подгузники и детское питание на два года, но Хамис просит предоставить ей квартиру в Александрии, чтобы жить ближе к врачам.
В Египте принято давать детям двойные имена. Муж Разалы Хамис выбрал в качестве вторых имен для свих детей имя президента Хусни Мубарака и членов его семьи, в надежде на то, что это убедит президента финансово помочь многодетной семье. Разала была возмущена этим. "Я бы предпочла, чтобы он спросил сначала меня. Одного сына я хотела назвать Абдель-Рахим, в честь моего врача", - признается она.