16 декабря, 16:24

Голодание является ключом к долголетию

Голодание является ключом к долголетию Сокращение рациона поможет не только похудеть, но и продлить жизнь. Такую закономерность выявили японские специалисты из Института биологических исследований Солка во главе с Эндрю Диллин.

Ключ к долголетию имеет совсем не поэтическое название РНА-4. Чтобы найти этот ген, ученым пришлось засесть за детальное изучение жизнедеятельности червей-нематод. Выяснилось, что при ярко выраженном РНА-4 у червей наблюдалось значительное увеличение продолжительности жизни при условии, что они "сидели" на диете.

Обнаруженная взаимосвязь позволила ученым предположить, что подобный феномен является своего рода адаптацией, помогающей живым организмам переживать период голодания и дожидаться оптимальных условий для производства потомства. "То, что мы обнаружили этот ген, дает ответ на вопрос, каким же образом связано долголетие с ограничением питания. Мы наконец получили генетическое объяснение молекулярной программы, запускающей механизм долголетия в условиях калорийного голодания", - поясняет Диллин.

Как эта схема "работает" применительно к человеку, пока так и остается невыясненным. В ближайших планах ученых - исследовать функции генов, аналогичных РНА-4, у других видов животных. Если эксперименты приведут к таким же результатам, тогда специалисты получат доказательство того, что низкокалорийные диеты действительно эффективны.

Между тем немецкие исследователи еще весной обнародовали подобные умозаключения: лечебное голодание, заявили они, продлевает жизнь, причем чем суровее человек ограничивает себя в еде, тем дольше и активнее будет его век. Правда, эксперты во главе с профессором зоологии Дугласом Хуфманом сделали свои многообещающие выводы, ставя эксперименты на лабораторных мышах, но они полностью уверены в том, что на человека их открытие тоже распространяется в полной мере.

Первым делом зоологи опровергли миф о пользе занятий спортом. Разделив мышей на две группы в зависимости от уровня физической активности и отслеживая продолжительность их жизни, исследователи обратили внимание на то, что процент грызунов-долгожителей был практически одинаков и среди "спортсменов", и среди "лентяев". Зато рацион, как выяснилось, является ключом ко всему. Если судить по мышам, то уменьшение калорийности рациона вдвое сулит просто сногсшибательные результаты по сравнению с каким угодно фитнесом. В некоторых случаях, по словам Дугласа Хуфмана и его коллег, голодание способно даже переломить генетическую предрасположенность к непродолжительной жизни.