23 мая, 17:07
Кризис в развитых странах вызывает рост числа индивидуальных предпринимателей и людей, предпочитающих "свободный труд на дому" - фрилансеров.
Главная причина - безработица и стремление средних и крупных компаний сократить издержки. В России тоже увеличивается количество малых предприятий, при этом объемы заказов фрилансеров не изменились.
Анализ различных статистических выкладок и последних тенденций на рынке труда свидетельствует, что кризис сподвигнул россиян на открытие собственного бизнеса, в основном - малых предприятий с количеством работников до 30 человек. При этом число внештатных сотрудников и объемы заказов для них, в лучшем случае, остались на прежнем уровне.
В частности, Исследовательский центр портала SuperJob.ru в конце прошлого - начале нынешнего года провел опрос среди представителей предприятий и организаций, отвечающих за работу с персоналом. Выяснилось, что 71% компаний приглашает к сотрудничеству столько же фрилансеров, сколько и до кризиса. Увеличили объем заказов "свободным художникам" лишь 8% предприятий, а 21% компаний стали пользоваться услугами фрилансеров в гораздо меньшей степени.
По данным weblancer.net.ru, львиную долю на рынке фриланса на сегодняшний день занимают переводчики, корреспонденты и редакторы - около 41%. Еще около 23% - веб-дизайнеры, около 11% - программисты. Три ведущих направления по статистике запросов Google выглядят следующим образом: "фрилансер сайт" - 661 000 запросов, "фрилансер дизайнер" - 376 000, "фрилансер переводчик" - 210 000.
Несмотря на определенные проблемы с заказами, в самых востребованных областях, где требуется максимальный уровень профессионализма, ставки для "свободных тружеников" за период кризиса несколько выросли. В частности, по данным http://www.odesk.com, в России и на Украине почасовые ставки для фрилансеров в области IT выросли, причем в долларах США. В Индии, аналогичный показатель снизился. В США расценки на работу удаленных IT-специалистов, в целом, остаются стабильными.
Если проследить динамику изменения часовой ставки по странам в разных областях информационных технологий (разработка (development), ввод данных, дизайн, управление проектами, работа IT-консультантом, администрирование и QA), то можно сделать следующие выводы. В России и в Украине с начала года падает ставка тестировщиков ПО (QA Tester) и веб-дизайнеров. По остальным направлениям IT-фриланса среднечасовые ставки растут. Причем расценки в России сегодня в среднем на 30-50% выше, чем на Украине. В Индии, наоборот, за исключением девелоперов и технических писателей, заработки фрилансеров от IT постепенно снижаются. В США невостребованы менеджеры проектов, а в остальном прайс выглядит достаточно стабильно.
На фоне относительной стагнации в сегменте фриланса, в России сейчас отмечается тенденция небольшого роста числа малых предприятий. Так, по данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), на 1 января 2009 года в России было зарегистрировано 282,7 тыс. малых предприятий. В течение 2008 года число МП снижалось, однако в IV квартале прошлого года по сравнению с III кварталом 2008 года зафиксирован рост на 0,4%. Правда, в данном случае стоит учитывать разросшееся в период кризиса число фирм-однодневок, а также желание части крупных и средних компаний "раздробить" собственный бизнес с целью минимизации издержек и возможности "слива" активов.
В Москве, по данным городского департамента поддержки и развития малого предпринимательства, количество юридических лиц, относящихся к малому бизнесу, выросло в 2008 году почти на 3% - с 214 до 220 тыс.
В Петербурге малый бизнес в период кризиса также продолжает развиваться весьма эффективно. "Доходы в бюджет города, поступающие от малого и среднего бизнеса, в I квартале 2009 года выросли по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 18%", - сообщила в интервью "Вестям" губернатор северной столицы Валентина Матвиенко. Кстати, Петербург находится на втором месте в России по количеству работников, занятых на малых предприятиях. По данным НИСИПП, первое место по данному показателю удерживает Волгоградская область - там на малых предприятиях работает 32,1% населения, а в Петербурге - 20,8%.
Увеличилось число предпринимателей и в других субъектах Федерации, хотя ситуация по регионам выглядит неоднородно. В условиях кризиса и роста безработицы многие россияне задумываются о том, чтобы открыть собственное дело, причем официально зарегистрированное. Во многом данная тенденция складывается от безысходности. Некоторые регионы по причине наличия лишь одного ключевого работодателя просто не имеют свободных вакансий. Кроме того, официально зарегистрированный предприниматель, в отличие от рядового фрилансера, обладает некоторыми существенными преимуществами.
Во-первых, владельцу ИП или ООО в соответствующем порядке начисляется рабочий стаж, производится отчисление и накопление денежных средств в Пенсионном фонде, выдается полис обязательного медицинского страхования, а у фрилансера отсутствуют какие бы то ни было государственные гарантии.
Во-вторых, ИП или ООО заключает с клиентом договор с указанием стоимости работ, условий и сроков выполнения заказа, что более надежно с юридической точки зрения.
В-третьих, иногда единственный возможный способ расчета с исполнителем - оплата в официальном порядке и по безналу, чего фрилансер себе позволить не может.
В-четвертых, возможность легального использования на ИП или ООО работников по найму позволяет существенно расширить область деятельности.
Ну и, наконец, официально зарегистрированное предприятие имеет определенный статус, что вызывает больше доверия у клиентов. Ну а если дела все равно идут не очень, индивидуальный предприниматель может прорекламировать свою деятельность в СМИ.
Для справки. Родоначальником движения "работы на дому" стал Джек Ниллес. Он придумал новый термин - телеработа, подразумевая под ним трудовую деятельность сотрудников компании по месту жительства. На тот момент поддержка связи руководства с сотрудниками осуществлялась с помощью телефона. Впоследствии появился Интернет, который существенно облегчил коммуникацию.
Профессор Ниллес ставил определенные эксперименты с удаленными работниками в Университете Южной Калифорнии, делал выводы, вписывал их в соответствующий доклад и отправлял в американский национальный фонд финансирования науки (NFS - National Science Foundation), который регулярно финансировал профессора и его деятельность.