1 июля, 14:30
В Женеве открылся шестой раунд консультаций по стабильности на Кавказе. Грузия уже заявила, что подпишет с Россией соглашение о неприменении силы при условии, что Москва отзовет военных с территории Абхазии и Южной Осетии с последующей их заменой на международных наблюдателей. Требование Грузии вряд ли выполнимо: Россия считает присутствие своих военных в признанных ею республиках гарантом стабильности. И не исключает новых провокаций с грузинской стороны.
Все предыдущие встречи сторон так и не привели к конкретным договоренностям. При этом накануне в СМИ появились сообщения, что, возможно, шестой раунд переговоров окажется последним, так как Грузия и Россия по-разному смотрят на статус Сухума и Цхинвала, отказываясь считаться с мнением оппонента. Более того, сообщалось, что Грузия потребует в этот раз ввести в Абхазию международные полицейские силы.
Однако в среду утром перед началом переговоров замминистра иностранных дел Грузии Георгий Бокерия заявил, что Тбилиси может подписать с Москвой договор о неприменении силы в конфликтных зонах в Абхазии и Южной Осетии. При этом он назвал условия, на которых грузинская сторона поставит свою подпись.
"Мы знаем, что российская сторона будет требовать подписания договора о неприменении силы между Грузией, Абхазией и Южной Осетией, но мы не признаем таких субъектов и готовы подписать договор с Россией в обмен на деоккупацию грузинских территорий и введение в Абхазию и Южную Осетию международных миротворческих сил, обладающих полицейскими функциями", - цитирует Бокерию "Интерфакс".
Отметим, что с такой позицией Москва вряд ли согласится. Сейчас в двух признанных ею республиках обустраиваются российские военные, которые, по идее, должны защищать местных жителей от возможных попыток Грузии военным путем вернуть Сухум и Цхинвал в зону своего влияния.
Учитывая, что военные базы появились там по инициативе Абхазии и РЮО и на основании подписанного в Москве пакета документов, аннулировать эту идею как минимум проблематично: она полностью противоречит стратегии безопасности России на Кавказе.
В частности, Москва настаивает, что международные наблюдатели могут находиться только на грузинской территории. Другие варианты отметаются. Более того, недавно Россия наложила вето на проект резолюции по продлению полномочий миссии ООН в Грузии и Абхазии. В документе признавалась территориальная целостность Грузии, а Москва, считающая Абхазию и Южную Осетию независимыми государствами, с такой трактовкой согласиться не могла. Поэтому с 16 июня миссия ООН в Грузии прекратила свое существование. Такая же участь постигла миссию ОБСЕ.
В этой связи даже появились версии, что между Россией и Грузией может начаться новая война, так как в зоне не будет международных наблюдателей.
Накануне на Смоленской площади также отмечали, что складывающаяся в Закавказье новая ситуация требует серьезного переосмысления, в том числе и в отношении формата и перспектив женевских дискуссий. В МИДе считают, что сохраняющаяся внутриполитическая нестабильность в Грузии чревата новым всплеском напряженности в регионе.
"Вопреки конструктивной и транспарентной позиции России в пользу сохранения полевых миссий ОБСЕ и ООН в Закавказье западные партнеры и Грузия делают все возможное для свертывания работы международных наблюдателей в этом неспокойном регионе... В этих условиях еще большее значение приобретает необходимость заключения обязывающих документов о неприменении силы между Грузией, Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия", - говорится в сообщении департамента информации и печати ведомства.
Позднее приехавший в Женеву глава российской делегации замминистра иностранных дел Григорий Карасин заявил, что "для России главное, чтобы в регионе была гарантирована безопасность местному абхазскому и югоосетинскому населению". "Все остальные потуги так или иначе решить болезненные вопросы силовым способом обречены на провал", - заявил дипломат.
Со своей стороны, абхазская делегация в среду постарается прояснить, каким будет дальше формат женевских дискуссий по Закавказью, учитывая, что ОБСЕ и ООН покинули регион.