20 сентября, 16:38
Заявление Барака Обамы об отказе от размещения элементов ПРО в Восточной Европе и последовавшее за ним выступление секретаря НАТО Андерса Фог Расмуссена с предложением о сотрудничестве НАТО и России вызвало широкий резонанс в обществе.
На их выстказывания прореагировали многие ведущие российские эксперты.
В интервью "Голосу Америки" российский независимый военный эксперт Павел Фельгенгауэр сказал, что, по его мнению, речь г-на Расмуссена способна поставить в тупик кремлевское руководство.
"Запад прямо бомбардирует Москву своими мирными инициативами, на которые надо реагировать как в советские времена, - считает Павел Фельгенгауэр, - а отвечать на них нечем. Ведь антинатовская риторика является составной частью современной российской внешней политики. Кремль сам на ровном месте придумал эту проблему - "агрессивные военные приготовления" США в Чехии и Польше. А теперь этот мыльный пузырь лопнул. Теперь надо придумывать новый повод для недовольства политикой Запада, придумать новые угрозы для российской "суверенной демократии".
Павел Фельгенгауэр весьма скептически оценивает перспективы предлагаемого Москве Вашингтоном и Брюсселем сотрудничества в области общеевропейской системы противоракетной обороны: "Это абсолютно не реально уже даже не по политическим, а по технологическим причинам. Российские и натовские комплексы ПРО совершенно не совместимы. И этот технологический разрыв существует еще с советских времен. Кроме того, я не представляю, что НАТО пойдет на общую систему ПРО, где у России будет право вето. Максимум, о чем можно говорить - это об обмене технической информацией, как это было в 2000-м году, или об оповещении о ракетных пусках. Но такая практика и сегодня существует".
По мнению директора Института политических исследований, депутата Госдумы РФ Сергея Маркова, Россия и США должны стать стратегическими союзниками. "У нас в России были серьезные основания считать, что новый позиционный район ПРО в Центральной Европе будет создаваться не против Ирана, как официально это заявлялось, а конкретно - против России", - сказал депутат Госдумы.
"Знаете, в политике есть такой принцип: важны не намерения, а возможности. А новая система могла в перспективе укрепить американский противоракетный щит в Европе. Все это у нас рождало подозрения и опасения. И то, что Барак Обама сейчас постепенно отказывается от глубоко ошибочной политики Джорджа Буша - это очень хорошо", - сказал депутат.
Однако г-н Марков считает, что в эйфорию впадать не стоит: "Мы видим, что США будут создавать другую, более гибкую систему ПРО морского базирования. А она очень маневренна и может очень быстро оказаться у российских берегов. Конечно, нынешнее решение американской администрации прежде всего исходит из понимания реалий и интересов собственной национальной безопасности. Опять же глобальный финансовый кризис внес коррективы. Однако позиция Москвы в этом вопросе тоже, на мой взгляд, учитывалась, хотя напрямую Барак Обама об этом и не сказал. Но я считаю, что новый президент США все-таки извлекает уроки из политики своего предшественника - республиканца", - считает российский эксперт.
По прогнозам Сергея Маркова, решение Барака Обамы укрепит общеевропейскую безопасность. "Та же Польша только выиграет от такой стабильности, от полноценного сотрудничества, как с Америкой, так и Россией", - считает эксперт. "Кстати, я не исключаю, что такое решение было принято Вашингтоном, чтобы укрепить и атлантическую солидарность, чтобы союзники - в частности, немецкие войска - лучше воевали в Афганистане. Ведь Германия была одной из тех стран альянса, которая резко выступала против планов США разместить радар в Чехии и противоракеты в Польше, против планов ускоренного принятия в альянс Украины и Грузии".
Сергей Марков не считает, что Россия должна пойти на ответные уступки США: "За последние два десятилетия Россия пошла на такие стратегические уступки Соединенным Штатам, которых не допускала ни одна страна - партнер США. Вспомним, что только в Афганистане мы пошли на беспрецедентную помощь американцам. Мы предоставили в их распоряжение дружественные России, подготовленные и вооруженные Россией силы так называемого Северного альянса. И этот фактор явился одним из значимых, что США и их ближайшие союзники быстро и без больших потерь разгромили армию Талибана в наземных операциях".
Депутат Госдумы РФ добавил, что является убежденным сторонником самого широкого сотрудничества Москвы и Вашингтона: "Я выступал и выступаю за то, чтобы две наши страны заключили стратегические союз, подобный тому, какой был в годы второй мировой войны. Но Москва уже прошла большую часть своего пути для стратегического российско-американского союза, а Вашингтон - только стал на такую дорогу. Поэтому мы ждем от руководства США дальнейшего пересмотра политики на российском направлении, отказа от наследия стратегии Джорджа Буша, направленной на окружение России враждебными государствами. И мы будем приветствовать, если Вашингтон будет действительно готов рассматривать Москву как равноправного и стратегического партнера в борьбе против общих глобальных угроз 21-го века".