Российская Информационная Сеть
26 сентября, 13:35

Космическую станцию строят дети

Космическую станцию строят дети "Давайте построим космическую станцию вместе" - так называется авторская образовательная программа, которую разработал летчик-космонавт, дважды Герой России Юрий Усачёв.

Об этом пишет пресс-служба РОСКОСМОС.

Два года назад он начал знакомить с ней школьников из Королёва.
Сначала занятия проходили в Лицее научно-инженерного профиля, и приглашались на них желающие изо всех образовательных учреждений нашего города. В прошлом учебном году Юрий Владимирович набрал группу слушателей в школе N 13. Намерен он продолжать эту работу и в нынешнем учебном году.
- Юрий Владимирович, как родилась идея создать такой курс?
- Космонавтов часто приглашают на встречи в школы, гимназии и лицеи. Но эпизодических бесед о полетах и работе на борту орбитальной станции недостаточно для того, чтобы привлечь молодежь к освоению инженерных профессий. Вот поэтому и родилась идея разработать курс дополнительных занятий. Первое, с чем я столкнулся - низкий уровень знаний учащихся в области естественнонаучных дисциплин. Мне кажется, это объясняется тем, что школьная программа, с одной стороны, постоянно усложняется, а с другой - вступает в конфликт с нормами по интенсивности учебной нагрузки, допустимыми без вреда для здоровья детей и подростков. Поэтому обучение становится всё более поверхностным. Отсюда и недостаток уроков, на которых детям дают самые обычные житейские навыки, обеспечивающие социальную адаптацию. Отсюда и серьезные пробелы в понимании даже основных физических принципов, которые стоят за тем или иным явлением, не говоря уж о сложных процессах и приборах.
- Можно ли исправить эту ситуацию?
- На мой взгляд, космонавтика - очень благодатная почва для ликвидации этих пробелов. Возможно, не менее интересны и полезны дополнительные курсы, разработанные на основе других отраслей, но я говорю лишь о том, в чем сам разбираюсь. Идея моего курса - не только пробудить интерес к космической технике, к научным исследованиям, но и дать ребятам инструмент,
с помощью которого можно решать ту или иную задачу практически в любой области знаний, а также в повседневной жизни. Начинаются занятия с самого простого: я прошу ребят провести аналогию со своим земным домом и на основании этого перечислить, что нужно космонавтам для жизни на станции. Когда исходные данные сформированы, мы рассматриваем каждый вопрос более детально, и я постепенно подталкиваю детей к поиску решения проблем: откуда на станции возьмется атмосфера, как туда можно доставлять воду и так далее. Из разных вариантов решений мы выбираем наиболее оптимальный по затратам времени, ресурсов, денег. При этом моя задача - заставить детей думать, анализировать и предлагать. А кроме того - расширить их кругозор, охватив как можно больше тем.
- При каких условиях, по-вашему, эта работа будет наиболее эффективной?
- Во-первых, вводить этот курс нужно не для старшеклассников, а для учащихся шестых-седьмых классов, когда дети уже могут мыслить самостоятельно, но еще не сделали выбор будущей специальности. Во-вторых, занятия должны быть интерактивными, поэтому следует проводить их в небольших группах - до пятнадцати, максимум - до двадцати человек из числа тех, кто интересуется техникой, имеет соответствующий склад ума. В-третьих, чтобы не терялась целостность курса, оптимально заниматься не раз в неделю или реже, а каждый день, пока курс не будет пройден до конца, а на это потребуется примерно две недели.
- А что же потом?
- Предполагается, что в итоге занятий по курсу "Давайте построим космическую станцию вместе" каждый ученик выполнит самостоятельный творческий исследовательский проект по одной из пройденных тем. А дальше должна "работать" система поддержки талантливых школьников: вовлечение их в деятельность школьных научных обществ, выдвижение на олимпиады и конкурсы и в конечном итоге - помощь при поступлении в выбранный вуз. К сожалению, в настоящее время занятия проводятся только на энтузиазме при условии, что среди педагогов находятся лично заинтересованные люди. Но я надеюсь, что идею удастся развить, вывести на другой уровень. Практически все методические рекомендации я записал и систематизировал, хоть сейчас можно издавать пособие. Кроме того, я предлагаю провести учебу с педагогами. К сожалению, пока мое предложение не находило отклика. Возможно, ситуация изменится в нынешнем году: к курсу проявила интерес группа "Ай-мекс-образование", которая намерена собрать группу педагогов и в рамках программы повышения квалификации провести их обучение.

nbsp;RIN 2000-