Российская Информационная Сеть
9 ноября, 17:42

У Москвы появится антипод

У Москвы появится антипод Подземная Москва всегда притягивала к себе внимание обывателей.

Историй, легенд и просто забавных небылиц про "таинственное под-московье" существует великое множество: тут и секретное метро, где водятся крысы-мутанты, и подземные реки, и водопады, и карстовые пустоты, затягивающие дома и автомобили...

Впрочем, надо признать, что богатый подземный мир Москвы отнюдь не уникален. По развитости подземной инфраструктуры многие столицы дадут ей фору. Расчетливые европейцы, американцы и японцы давно поняли, что пространство под крупными городами можно использовать с толком и выгодой. В результате с поверхности начали исчезать пересадочные станции, вокзалы, а порой и целые торговые улицы с магазинами, кинотеатрами и казино. Более других в "закапывании" столиц преуспели канадцы и японцы. Последние вообще умудряются строить вниз едва ли не столько этажей, сколько и вверх.

"Закапываться", скорее всего, предстоит и Москве. Делать это придется по тем же причинам, что вынудили в свое время "уйти под землю" Токио или Торонто: дефицит земли заставляет архитекторов постепенно переносить под землю транспортную, коммерческую и развлекательную инфраструктуру города. В будущем под Москвой может возникнуть целый подземный город с улицами, магазинами и кинотеатрами. "Нам необходимо строить подземные трассы, которые дадут возможность моментально пересечь город и попасть в любую его точку, не выходя на поверхность", - говорит руководитель НИИ Генплана Москвы Сергей Ткаченко. Предполагается, что в подземном городе комфортно будут себя чувствовать не только автомобилисты, но и пешеходы. По словам Ткаченко, в свое время разрабатывался проект так называемого теплого города, чтобы человек мог дойти от дома до работы, не выходя на улицу.

Казалось бы, под землю - так под землю. Вряд ли москвичи станут возражать против подземных парковок, торгово-развлекательных комплексов и удобных пересадочных станций с метро на пригородную электричку. Однако тут в памяти начинают всплывать леденящие душу истории, причем не столько о метровых крысах, сколько о меняющих русла подземных реках, коварных карстовых пустотах и слабых московских грунтах. В предательской сущности московских грунтов не раз приходилось убеждаться после сообщений о провалившихся под землю участках дорог. Карстовые полости, подземные реки, бесчисленные ходы, галереи и стволы коммуникаций - не выдумка. Послушав о том, на чем стоит наш город, можно лишиться всякого желания не то что спускаться в метро, но и вообще ходить по столичным улицам.

Наверное, единственное, что удерживает москвичей от массового бегства в Нью-Йорк с его скальным основанием или соседние города и области, так это осознание довольно обнадеживающего несоответствия. Дело в том, что рыть под городом начали с незапамятных времен. Помимо огромного количества подземных ходов, шахт и коллекторов в столице функционирует один из сложнейших в мире метрополитенов. И за все время его существования не было отмечено ни случаев провалов станций, ни исчезновения поездов в таинственных пустотах.

Сложнейшая гидрогеология московского центра не помешала создать на Манежной площади многоярусный подземный торгово-развлекательный центр, благополучно существующий более десятка лет. Никуда не уплыл и Большой театр, несмотря на 20-метровую забетонированную яму, сооруженную под его основанием заботливыми "реставраторами".

Как показывает практика, сложные природные условия не являются прямым запретом на подземное строительство. Последнее слово всегда остается за учеными и технологиями. Ничто ведь не мешает активно строить вниз в сейсмоопасной Японии. "Геологические условия в Москве для подземного строительства не блестящие, - говорит директор Института геоэкологии им. Е.М. Сергеева РАН Виктор Осипов. - Конечно, в Нью-Йорке, где скальные породы, все намного проще. Но технологии сегодня позволяют строить в любых грунтах. В каждом конкретном случае обязательно необходимы исследования и индивидуальные проекты для сложных сооружений".

А с технологиями у московских строителей все в порядке. В последние годы они научились строить в существующих условиях ничуть не хуже японцев. "Уже имеются хорошие примеры реализованных проектов, - говорит первый вице-президент Российской академии архитектуры и строительных наук Вячеслав Ильичев. - Манеж, автомобильные тоннели и все строительство вдоль Ленинградского шоссе, начиная от площади Тверская Застава до Сокола и дальше, велось и ведется в очень сложных грунтовых условиях. Практически весь комплекс под "Москвой-Сити", все подземные сооружения этих зданий объединены в единую сеть. Мы несколько отстаем по объему подземного строительства от зарубежных стран, у нас все только начинается, но в этом есть и преимущество: мы сразу можем использовать передовые технологии".

Кроме того, в Москве давно ведутся работы по исследованию и систематизации информации о геологическом строении города. "Я общался с моими коллегами в Лондоне, - рассказывает заявляет Виктор Осипов. - Там существует геологическая служба, которая занимается той же работой, что и мы. Так вот, для них основная проблема - это сбор материала. Строительные работы проводились различными частными компаниями, и никакого единого архива нет, он только формируется. Причем нередко приходится платить за получение информации. В этом плане зарубежные коллеги нам завидуют, что у нас вся эта информация собрана воедино. На территории Москвы имеется более 700 тысяч скважин, это собственность города, и это бесценный материал для исследований".

Любому строительству, не важно, наземное оно или подземное, предшествует масса необходимых изысканий. Только они дают возможность в полной мере учесть и взвесить естественные условия той или иной местности. К счастью, в России достаточно специалистов, способных правильно рассчитать любой строительный проект, надежно привязав его к конкретным условиям в соответствии со всеми требованиями безопасности. Строителям остается лишь только строжайшим образом соблюдать все требования и рекомендации специалистов.

Таким образом, даже чисто математически данные с 700 тысяч скважин дают несоизмеримо более полную и точную информацию о состоянии московских грунтов, нежели несколько десятков лазающих по коллекторам энтузиастов. Подтверждением тому является практика. За десятки лет существования Московского метрополитена, многочисленных тоннелей и других сложных инженерных объектов аварии и ЧП носили единичный характер и имели незначительные масштабы.

Одним словом, строить на совесть в Москве умеют. Так может, тогда, чем черт не шутит, утрем нос канадцам и японцам с их подземными улицами, торговыми центрами и кинотеатрами. Почему бы и нет. Да и историческая застройка целее будет.

nbsp;RIN 2000-