Российская Информационная Сеть
15 ноября, 12:18

В Грузии плохо быть меньшинством

В Грузии плохо быть меньшинством Консультативный комитет Совета Европы по Рамочной конвенции о положении национальных меньшинств обнародовал нелицеприятные выводы о результатах политической деятельности в этом направлении в Грузии.

Доклад критически отразил давние и неизжитые тенденции, которые не одно десятилетие мешают людям различных национальностей ощущать себя полно-правными гражданами этой страны. "Участие представителей нацменьшинств в политической, экономической, общественной и культурной жизни остается ограниченным", - подчеркивается в докладе.
Европейские правозащитники считают, что в Грузии неудовлетворительно реализуется право национальных меньшинств на использование родного языка. Серьезным упреком прозвучали слова о том, что из казны выделяется недостаточно средств для тех школ, в которых обучение ведется на негосударственном языке. Однако приходится думать, что грузинские власти проигнорируют это замечание - вопреки здравому смыслу и печальному опыту последнего двадцатилетия.
Требования и просьбы такого рода и иного характера, несмотря на их правомерность и даже актуальность, судя по целому ряду свидетельств, позитивного отклика со стороны властей не получали прежде и, увы, не получают сейчас.
К примеру, азербайджанская община насчитывает в стране полмиллиона человек. Ее преобладающая часть, компактно проживающая в регионе Квемо Картли, что находится вблизи от Тбилиси, никогда не требовала для себя автономного статуса, но противоречия и трения сохраняются по сей день. Активисты общины акцентируют внимание на таких претензиях к грузинскому правительству, как кадровая дискриминация азербайджанцев, отсутствие карьерных перспектив и возможностей проявить себя в правительственных структурах, приводят факты притеснения при распределении или расширении земельных участков. Говоря иначе, потенциал азербайджанского населения, качественный и количественный, призывает к естественному выходу на оптимальное жизненное пространство, но вместо естественных стимулов словно включаются механизмы искусственного сдерживания.
Заодно не способствуют нормальному существованию общества и прочие "привходящие обстоятельства". "После августовской войны 2008 года граница между Грузией и Россией закрылась полностью, и грузинские азербайджанцы остались без рынков сбыта продукции. В результате резко возросла безработица", - заявил устроивший пресс-конференцию в Баку заместитель председателя азербайджанского народного движения "Гейрат" Зюмруд Гурбанов. Посетовал он и на то, что в течение последнего года на заработки из Грузии пришлось выехать более чем 60 тысячам азербайджанцев. Большинство отправилось на историческую родину, но и в Азербайджане они сталкиваются с проблемами - в частности, речь идет о миграционных процедурах и прочих формальностях.
Казалось бы, предписаниям консультативного комитета Совета Европы соответствует желание армянского населения, компактно проживающего в области Самцхе-Джавахети, придать армянскому языку статус регионального. Этот вопрос затронул в одном из выступлений и президент Армении Серж Саркисян. Но и тут возникают проблемы. Для грузинских властей подобные уступки равносильны стимулированию сепаратистских настроений в компактно заселенных областях, и то же самое относится к Квемо Картли. На самом же деле создание нормальных условий для более полноценной жизни и проявления способностей для самореализации может и должно вызвать чувство признательности властям и заметно облегчить жизнь населению. Госминистр по реинтеграции Темур Якобашвили в ответ на заявление (предложение) Саркисяна с неуместной едкостью, свойственной ему, решил подчеркнуть, что в Армении армянский язык имеет статус государственного, и так же должно быть в Грузии.
Однако Армения - моноэтническое государство, в отличие от Грузии, где региональность имеет свою давнюю специфику, с которой следовало бы считаться. Тем более в стране, строящей демократическое общество.
Поступая иначе, Грузия уже не один год пожинает плоды того курса, которой унаследован со времен первого президента независимой страны Звиада Гамсахурдиа. Когда-то Грузия была единой и могущественной - конечно, без автономных образований, и ему представлялось, что в условиях независимой Грузии автономии можно упразднить легко и безболезненно. Эти "злополучные анклавы" виделись ему как рудимент державных традиций русского царизма, воплощенных хитроумием и коварностью сталинского режима. И первый президент, вместо того, чтобы проявить осторожность и заслужить доверие многонационального общества, и в первую очередь - нацменьшинств, заставить ощутить доверие к себе со стороны абхазов, осетин и других граждан, составляющих славную историческую общность, взбудоражил страну нелепыми и крайне опасными действиями.

nbsp;RIN 2000-