Российская Информационная Сеть
23 ноября, 18:36

Женское равноправие - всего лишь иллюзия

Женское равноправие - всего лишь иллюзия Вроде бы на дворе XXI век. Вроде бы женское движение если не окончательно победило в масштабах планеты, то уж точно добилось монументальных свершений в рамках западных стран.

Лифчики больше жечь не надо, барышни могут теперь не только голосовать, но даже и избираться на высшие государственные посты. Вроде бы все отлично. В Голливуде все тоже как бы вполне цивилизованно. Есть женщины-режиссеры, женщины-продюсеры и даже среди студийных боссов не одна женщина. То есть успех, признание, равенство с мужчинами и все такое. Правда, это все иллюзия.

Несколько лет подряд, читая статьи в Forbes о суммарных заработках самых популярных актеров и актрис, я обращал внимание на разницу в суммах. За прошлый год, например, 10 самых популярных актеров заработали $393 млн, а 10 самых популярных актрис - $183 млн. Немаленькая, честно скажем, разница. Копаем дальше. Голливудские сценаристки зарабатывают в среднем на $5 тыс. в год меньше, чем сценаристы, если речь идет о телевидении, и на $42 тыс. меньше, если речь идет о кино. То есть на $100, полученных за сценарий автором мужчиной, девушка получает $58, говорится в докладе Гильдии сценаристов. При этом девушек среди сценаристов всего 25%. Среди лучших голливудских режиссеров есть, понятное дело, и женщины. Их очень немного, честно скажем, их можно по пальцам рук пересчитать, это если популярных. Зарабатывают они меньше, чем мужчины. Но обида их даже скорее не в этом. С момента основания Американской академии киноискусств, женщины-режиссеры номинировались на "Оскар" трижды (это 0,75% от общего числа номинантов в этой категории). Не выиграла главную кинонаграду ни одна из номинанток.

С актрисами, кстати, есть и другая, гораздо более знакомая широкому зрителю и читателю проблема: с возрастом им все сложнее и сложнее найти работу. Актеры за 70 продолжают сниматься, сниматься и сниматься. Взять хотя бы Джека Николсона или Клинта Иствуда. А вот девушки лет с 45-50 (в зависимости от качества пластической хирургии) уже теряют привлекательность. Дальше карьеры продолжаются разве что у выдающихся своим талантом актрис. Например, у Мерил Стрип. Остальные же вынуждены играть вторые роли, нелюбимых постаревших жен, матерей главных героев и в какой-то момент даже уже бабушек. В приличествующей подобным случаям метафоре актеров принято сравнивать с вином, которое с возрастом становится только лучше, а актрис - с цветами, которые быстро и красиво цветут, а потом оказываются в помойном ведре. Опять вспомним про "Оскар". За последние 20 лет премию в номинации "Лучшая актриса" выиграла одна женщина старше 50 лет - Хеллен Миррен. Все.

И вот вся эта любопытная статистика живет бок о бок с постулатом о Голливуде как рупоре политкорректности. В русском Интернете и в юмористических передачах на отечественном телевидении на эту тему принято много и неостроумно шутить, так что примеров, наверное, приводить не надо. Про хороших черных парней, про популяризацию и пропаганду гомосексуальных отношений, про сверхтолерантность, и так далее. Тот же Клинт Иствуд недавно в интервью жаловался, что не может теперь спокойно рассказать анекдот про поляка или мексиканца (в нашем случае это был бы чукча или "армянское радио"). "Тут же упрекнут в расизме", - сетует Иствуд. И ведь действительно упрекнут. Голливудские фильмы, сериалы, американское телевидение в целом с радостью предоставляют площадки феминисткам. Пожалуйста, снимайте, рассказывайте, пропагандируйте свои идеалы. При этом левой рукой мужчинам продолжают платить больше, чем женщинам.

Ну ладно, это мы про зарплаты говорим. Разница между мужскими и женскими заработками существует не только в Штатах - это проблема многих развитых государств. Ценит ли широкая аудитория фильмы с сильными главными героинями? Мы не про форматные фильмы говорим, которые специально для женщин, а про фильмы "для всех". Недавно новостной сайт The Wrap опубликовал список из 50 самых кассовых фильмов (общие сборы - больше $500 млн) последнего десятилетия. Авторы подборки предлагали посмотреть, как мало фильмов, попавших в топ, было снято по оригинальному сценарию. Действительно мало. Всего девять штук, остальное - адаптации, экранизации и вариации на тему игрушек. Но если посмотреть, в скольких фильмах из этого списка главная героиня - женщина, то их еще меньше. Точнее, это всего один фильм - "Мама Миа". Один из 50. И, понятное дело, играет в нем Мерил Стрип. На сегодняшний день, очевидно, одна из немногих актрис, имеющих право называться суперзвездами.

Каждый раз, когда Forbes публикует какой-нибудь свой очередной топ самых-самых, критики начинают говорить о расизме Взять хотя бы свежий топ актрис с самыми высокими гонорарами. Все белые. Ну, понятное дело, есть Халли Берри, но она белая наполовину. Испаноязычных актрис нет вовсе. И это в стране, в которой испанский - де-факто второй государственный язык. Нет американок азиатского происхождения. Только красивые белые женщины. Политкорректность, говорите? Равноправие? Это штукатурка.

Голливуд был и остается абсолютно мужским царством, в котором даже если женщина добирается до вершины, она старается вести себя потом как мужчина. После выхода ужасно смешной и очень популярной у зрителей комедии "Голая правда" на соруководителя студии Sony, в которую входит выпустившая фильм студия Columbia Pictures, налетели все феминистки страны. По их мнению, фильм является абсолютно антиженским и представляет собой очень стереотипичный взгляд на жизнь современной женщины. Это так мужчины о женщинах думают, а мы, современные успешные женщины, так себя на самом деле не ведем, писали критики. Что забавно, так как три автора сценария фильма - все, как один, женского пола. Вот вам красивое доказательство теории про женский успех, который приходит, когда женщина начинает вести себя как мужчина. "Голая правда" при всех своих стереотипах и очень неполиткорректном юморе прошла в кинотеатрах с большим успехом. Что говорит о другом важном нюансе - широкому зрителю идея про политкорректность и толерантность по большому счету надоела уже где-то в середине 1990-х.

Понятное дело, что двуличием в наше время уже никого не удивишь. Это как типичная московская компания, в которой при приеме на работу девушкам рассказывают про оплачиваемый декретный отпуск, а в случае беременности указывают на дверь. Нормально. Меня когда-то потряс тот факт, что подобные приемы практикуются и в московских офисах иностранных компаний. На родине попытка сделать такой финт - уволить беременную, чтобы не платить пособия, - кончилась бы для товарищей многомиллионным иском. Проигранным, кстати, иском. У нас, видимо, среда окружающая располагает. Есть у меня ощущение, что ровно такое же объяснение можно привести и к грустной истории про роль девушек в Голливуде. Среда располагает.

Америка - чрезвычайно консервативная и до сих пор очень патриархальная страна. Это то, про что у нас обычно забывают писать в антиамериканских памфлетах для центральных газет и телеканалов. Мой хороший товарищ однажды мне рассказывал, что еще 10 лет назад в его родном городе, где-то в штате Алабама, считалось абсолютно неприличным появиться в ресторане с женщиной, которая тебе не жена, не мама или не сестра. Это к вопросу об уровне патриархальности нравов. На каждый Нью-Йорк, где женщинам платить меньше стыдно, найдется какой-нибудь такой дикий южный город, в котором это абсолютно нормально.

На самом деле очень любопытно, изменится ли что-нибудь хотя бы в этом году. Номинируют ли на "Оскар" фильм Кэтрин Бигелоу The Hurt Locker. И если номинируют, то в какой категории? Если как лучший фильм, то нет никакого прогресса. А вот если Бигелоу номинируют как лучшего режиссера, то, может быть, что-то и изменится. Особенно если она эту награду выиграет.

nbsp;RIN 2000-