1 декабря, 13:03
В Вооруженных силах (ВС) сегодня официально завершается формирование нового облика - первый из этапов полномасштабной военной реформы, рассчитанной до 2012 года.
Отныне все соединения и части переходят с четырехзвенной системы управления на трехзвенную: военный округ - оперативное командование - бригада. Теперь все ВС укомплектованы по штатам военного времени и должны находиться в полной боевой готовности.
Сегодня также ожидается приказ министра обороны о создании института военной полиции, которая отныне будет следить за порядком внутри гарнизонов. На повестке дня еще более масштабные этапы реформы - решительное сокращение численности офицерского корпуса, которое завершится к 2012 году, и полное перевооружение, намеченное к 2020 году.
Модернизации российского оборонно-промышленного комплекса было посвящено и вчерашнее совещание, которое провел на научно-производственном объединении "Энергомаш" глава правительства Владимир Путин.
Первые лица государства вчера сфокусировали внимание на двух других аспектах военной реформы - развитии оборонно-промышленного комплекса (ОПК) и решении квартирного вопроса увольняемых офицеров.
Владимир Путин погрузился в космос
Премьер-министр Владимир Путин провел второе за месяц совещание по проблемам ОПК. На первом (в Коломне, 18 ноября) совещании по ракетно-артиллерийским вооружениям он потребовал от промышленников "чудес... по приемлемой цене".
Вчерашнее совещание проходило в стенах НПО "Энергомаш" в Химках. "Новейшая ракетно-космическая техника является основным незаменимым элементом обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе эффективным средством ядерного сдерживания, - сказал премьер. - Кроме того, слаженность и мобильность наших Вооруженных сил во многом зависит от информационно управляющих систем, а их обязательный компонент - космическая техника".
Путин напомнил, что без ракетчиков не сможет развиваться не только пилотируемая космонавтика, но и связь и телевидение. Поэтому, несмотря ни на какие трудности, финансирование ракетно-космической отрасли останется одним из приоритетов.
Чтобы не быть голословным, Путин напомнил, что в 2010 году на развитие ракетно-космической отрасли, в том числе комплекс "Ангара", власти направят 2 млрд рублей. К этой сумме он прибавил еще 250 млн рублей на строительство жилого дома для работников предприятия, производящего двигатели для жидкотопливных боевых транспортных ракет.
Правда, эксперты считают, что простые финансовые инъекции российский ОПК не спасут. Президент Института стратегических оценок и анализа Александр Коновалов утверждает, что следовало начать с модернизации систем управления и связи. "Зачем нам новые танки, если при их обстреле командующий запрашивает огневую поддержку по мобильному телефону? - сказал он в интервью "Газете". - Зачем самолет пятого поколения, если нет для него ракет, позволяющих уничтожать комплексы ПВО, не входя в их зону поражения?" А по словам руководителя Центра военного прогнозирования Анатолия Цыганка, ракетно-космическая отрасль испытывает огромные проблемы с оборудованием. "В советское время мы через пятые руки закупали высокоточные станки так называемого золотого сечения. На всю страну их было несколько единиц, позволяющих изготавливать детали с точностью до микрона. Сейчас большинство вышло из строя, а новые, разумеется, нам никто не продаст", - отметил Цыганок "Газете".
Кроме того, по словам эксперта, оборонные предприятия испытывают нехватку рабочих кадров, поскольку только что подготовленных слесарей и токарей теперь все равно забирают в армию.
Ставка на красное
На совещании в Химках Владимир Путин подчеркнул, что правительство делает ставку на оборонный комплекс. "В посткризисный период мы можем рассчитывать, что мощный научно-производственный потенциал оборонки сыграет важную роль в модернизации всей национальной экономики", - сказал он и сообщил, что в следующем году гособоронзаказ составит 1,175 трлн рублей.
"Это решение позволит не только перезапустить давно назревшее техническое перевооружение ОПК, но и серьезно поможет всем смежным предприятиям, стимулирует внедрение инновационных технологий, производство передовых материалов и компонентов", - подчеркнул Путин.
Он напомнил, что в следующем году ВС должны получить от предприятий ракетно-космического комплекса не менее 30 баллистических ракет, а также 11 космических комплексов.
Премьер обратил внимание участников совещания, среди которых были руководители Минобороны и директора ведущих ракет но-космических предприятий, на отставание по качеству отечественных орбитальных средств от зарубежных аналогов.
"Ситуация должна быть исправлена, и исправлена в самые кратчайшие сроки. В отрасли должны быть резко повышено качество и надежность выпускаемой продукции, а также приняты все меры по повышению конкурентоспособности на высокотехнологичных международных рынках", - подытожил Путин.
Квартирный облик не удался
В начале прошлой недели глава правительства обсуждал проблемы обеспечения офицеров жильем. Министры обороны и регионального развития доложили, что до конца года в построенные квартиры заселят всех, кого обещали. Однако жилищная проблема остается столь острой, что президент подписал вчера указ об отстранении от должности начальника службы расквартирования и обустройства (СРиО) Минобороны Владимира Филиппова.
"Увольнение Филиппова было вполне ожидаемым в рамках экономической политики министерства, - прокомментировал "Газете" источник в военном ведомстве. - Так, 2 млрд были потрачены на покрытие убытков одной из строительных фирм, что преподносилось чуть ли не как геройский поступок".
Помимо указанного случая можно вспомнить и о недавно закупленных особняках в элитном дачном поселке под Санкт-Петербургом.
Вопрос с квартирным обеспечением военнослужащих за последнее время звучит постоянно. В ноябре офицеры штаба Воздушно десантных войск написали письмо на имя президента. В нем сообщается, что они должны быть сокращены в ходе реализации реформы, но окончательно не могут быть уволены из-за того, что жилье так и не предоставлено.
Должность начальника СРиО, по словам собеседников "Газеты", потеряла свою прежнюю "хлебную" привлекательность, поскольку человек на ней автоматически становится ответчиком за все решения, которые вынужден принимать не по своей воле. К примеру, предшественник Филиппова на посту генерал-полковник Виктор Власов в феврале 2008 года застрелился прямо в служебном кабинете, сразу после того, как министр назначил финансовую проверку деятельности СРиО.
По данным "Газеты", на место Филиппова есть два претендента. Один из них "внешний" - пока не называемый сотрудник строительной отрасли из Санкт-Петербурга. Второй, Евгений Никитенко, - "внутренний", то есть из структуры СРиО.
"Скорее всего, пройдет кандидатура Никитенко, - считает собеседник "Газеты". - Он знает специфику Минобороны, и на него проще в будущем свалить очередные неудачи жилищного обеспечения военных".
Друзья и враги
Параллельно с реформой структуры армии в декабре, как обещали представители Генштаба и Совета безопасности РФ, должна завершиться подготовка новой военной доктрины. Полностью ее текст пока не публикуется, но президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов, уже ознакомившийся с проектом, сообщил "Газете": "Военное руководство написало документ теоретически правильный, но фактически невыполнимый: для него нет необходимой материальной базы".
С ним полемизирует Александр Коновалов. "Армии не хватает стратегического планирования и расстановки четких приоритетов. Нужно один раз сесть и определиться, с кем мы готовимся воевать и что собираемся развивать в первую очередь", - отметил Коновалов.
Впрочем, врагов и союзников новая военная доктрина определяет четко. По словам Ивашова, 80% угроз для России исходят из США и НАТО. "Остальные 20% могут исходить из государств, которые имеют к России территориальные претензии. Например, это Япония", - отметил генерал.
В доктрине также обозначены опасности, связанные с развертыванием войсковых группировок вблизи российских границ и попытками дестабилизировать политическую ситуацию в соседних государствах. Союзниками в военной доктрине названы Организация Договора о коллективной безопасности и Шанхайская организация сотрудничества.
"Возможно, союзниками также станут страны Латинской Америки, - сказал "Газете" Анатолий Цыганок. - Но это только декларация, ведь фактически Россия осталась без союзников. Вспомним август 2008 года: никто не оказал нам поддержки. В XXI веке будут бороться цивилизации, а не государства, и России нужно выстраивать отношения с исламским миром в лице Ирана и Пакистана, с Востоком в лице Индии и Китая, с Западом. Пока не получается ни то, ни другое, ни третье".
Какова она - армия будущего?
Виктор Заварзин, председатель комитета Госдумы по обороне (фракция "Единая Россия")
Сегодня перед нами стоит задача создания инновационной армии, оснащенной вооружением, воплотившим в себе все революционные достижения науки и техники. В такой армии к профессионализму, техническому кругозору и компетентности военных предъявляются требования принципиально иного, нежели теперь, и самого современного уровня. Поэтому и роль человеческого фактора в Вооруженных cилах образца 2020 года будет чрезвычайно велика. В этой связи к солдатам будут предъявлены соответствующие требования, потому что это должен быть хорошо подготовленный и образованный человек. Конечно, здесь возрастает роль и допризывной подготовки.
Анатолий Цыганок, руководитель Центра военного прогнозирования, член-корреспондент Академии военных наук
Надо учитывать то, что начиная с 2013-2015 годов мы вступаем в так называемую демографическую яму. Так что наш министр обороны либо отменит все законы, по которым студенты учатся в вузах, либо просто-напросто не сможет укомплектовать армию. А еще армия должна быть высокотехничной и такой, в которой информационное оружие является как наступательным, так и оборонительным. Кроме того, армия должна быть в меру малочисленной и мобильной, а не такой, как сейчас. Ведь учения, которые проходили совсем недавно, наглядно показали, что, несмотря на то, что бригады уже сформированы, они имеют слабую маршевую подготовку. И, безусловно, наша армия должна иметь толковый сержантский состав, поскольку без него ее просто захлестнет дедовщина. В будущей армии солдаты, сержанты и офицеры должны иметь равные конституционные права со всеми гражданами и, естественно, не меньшую, чем у них, зарплату.
Сергей Караганов, председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике
Она должна быть эффективной, гибкой и убедительно мощной. Наша армия должна иметь небольшую численность, в том числе и потому, что у нас в стране небольшая численность мужского населения вообще. А вот вопрос о том, должна ли она быть контрактной, не очень важный, хотя в конечном итоге она все равно будет контрактной. Главное, чтобы у нашей армии была мотивированность и был бы соответствующий уровень обеспечения вооружениями. В принципе нынешняя военная реформа и нацелена на то, чтобы создать именно такую армию. Другое дело - получится это или нет. И в любом случае и при любом развитии событий Россия будет вынуждена сохранять мощную опору ядерного сдерживания. Учитывая слабость внутренней экономики, ее немодернизированность, наши огромные территории и начавшуюся борьбу за природные ресурсы, у нас нет шансов эффективно защищать свои интересы без ядерного оружия.
Леонид Ивашов, президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник
Во-первых, наша армия должна быть технически оснащена по самым современным меркам. То есть она должна быть перевооружена на "умное" оружие и иметь в своем составе мобильные, дерзкие и высоко подготовленные соединения и части. Во-вторых, она должна быть готова к ведению современных военных действий с избирательным применением высокоточного и другого современного оружия. Но, с другой стороны, наша армия должна быть готова и к ведению военных действий против массовых армий и многочисленных вооруженных сил вероятного противника.
То есть где-то мы можем сработать "умным" информационные оружием, а где-то, скажем, на Дальнем Востоке, должны быть не мобильные бригады, а специальные группировки с оружием площадного поражения.
Потому что если там против нас попрет миллион человек, то мобильная бригада с ними, конечно, не справится.
Наша армия должна быть способной отразить массированный удар противника и сама нанести мощный контрудар.