Минул 31 год со дня взятия Пномпеня вьетнамскими войсками, положившего конец одному из самых кровавых политических режимов 20-го века, чье название стало нарицательным.
Салот Сар начал использовать псевдоним "Пол Пот" в 1976 году. К псевдониму "Пол" он начал прибегать ещё в 1950-е годы. Псевдоним "Пол Пот" является сокращением от французского "politique potentielle" - "потенциальная политика".
Салот Сар родился в 1928 году в деревне Прексбаув в семье зажиточного крестьянина. В возрасте девяти лет был отправлен в Пномпень к родственникам. После переезда несколько месяцев провёл прислужником в буддийском монастыре Ват Ботум Ваддей, где изучал кхмерский язык и основы буддизма. В 1937 году Сар поступил в католическую начальную школу École Miche, где получил основы классического образования. После её окончания в 1942 году Сар продолжил учёбу в Колледже Нородома Сианука в Кампонгтяме. Попытка Сара в 1948 году продолжить образование в престижном Лицее Сисовата закончилась неудачей, он не сумел сдать экзамены и был вынужден продолжить обучение в Технической школе в Пномпене. В 1949 году Салот Сар получил правительственную стипендию для получения высшего образования во Франции. Предполагалось, что он продолжит обучение в профессиональной школе в Лиможе или Тулоне.
Прибыв во Францию, Сар отправился в Париж, где начал изучать радиоэлектронику. Вспоминая о первом годе своей студенческой жизни, Сар позже отмечал, что много работал и был хорошим студентом. Летом 1950 года вместе с другими студентами Сар отправился на работу в Югославию, где около месяца работал в Загребе. В конце того же года в Париж прибыл старый друг Сара - Иенг Сари. Иенг Сари познакомил Салот Сара с Кенг Ваннсаком, патриотически настроенным националистом, с которым учился в Лицее Сисовата. Именно на квартире Кенг Ваннсака начал работать марксистский кружок, инициаторами создания которого были Иенг Сари и Рат Самоён. Среди обсуждаемых в рамках кружка работ - "Марксизм и национальный вопрос" Сталина, "Об империализме" Ленина и "Капитал" Маркса.
В середине 1952 года Салот Сар под псевдонимом Кхмер Даом выступает со своим первым политическим произведением - в специальном выпуске журнала камбоджийских студентов "Khmer Nisut" выходит его статья "Монархия или демократия?". Вероятно в том же году Салот Сар вступил и в Коммунистическую партию Франции. К этому времени Салот Сар потерял интерес к учёбе и был отчислен из университета. 15 декабря 1952 года Салот Сар покинул Францию.
В январе 1953 года Салот Сар вернулся в Камбоджу и поселился в Пномпене у своего старшего брата Лот Суонга. Через месяц он предпринял попытки установить контакт с антифранцузскими партизанскими отрядами, а затем познакомился с местным представителем Коммунистической партии Индокитая (КПИ) - Фам Ван Ба. Салот Сар обратился к нему с просьбой принять его в КПИ на основании своего членства в КПФ. Фам Ван Ба связался с Парижем через Ханой, и в августе 1953 Салот Сар вступил в КПИ, начал работать в отделе массовой пропаганды штабной ячейки, посещать школу для партийных кадров. Наставником Сара стал Ту Самут. В 1954 году Салот Сар занимался подготовкой будущих выборов.
Через некоторое время Салот Сар основал движение, известное под названием "красные кхмеры". В 1967 году "красные кхмеры" начали партизанскую войну против центрального правительства. В 1975 году отряды Пол Пота захватили Пномпень. В стране установился режим жесточайшего террора против представителей буржуазии, чиновников и военнослужащих прежнего режима, интеллигенции, этнических меньшинств и горожан, уничтоживший за 3,5 года более 2 миллионов человек (26 % населения страны). Также была уничтожена большая часть государственных библиотек и учебных заведений.
"Моя политика была правильной. Слишком усердные региональные командиры и руководители на местах извращали мои приказы. Обвинения в массовых убийствах - гнусная ложь. Если бы мы действительно уничтожали людей в таком количестве, народ уже давно перестал бы существовать." Пол Пот.
"Красные кхмеры" установили диктатуру. Они объявили о начале "революционного эксперимента" для построения в Камбодже "стопроцентного коммунистического общества".
На первом этапе состоялось выселение жителей городов в сельскую местность, ликвидация товарно-денежных отношений, преследование буддистских монахов и вообще полный запрет какой-либо религии, физическое уничтожение чиновников и военнослужащих прежнего режима всех уровней.
По всей стране создавались высшие формы кооперативов, в которых согнанные из городов люди в тяжелейших условиях занимались малоквалифицированным физическим трудом.
В условиях Камбоджи создавалась уродливая форма "казарменного коммунизма", основанная на идее Пол Пота о том, что для строительства "светлого будущего" необходим "один миллион преданных людей". Таким образом, остальные шесть с лишним миллионов жителей, подлежали физическому уничтожению как "неспособные" перевоспитаться.
В результате гражданской войны, войны с США и Вьетнамом, продовольственной блокады - погибло, по различным оценкам, от 1 до 3 миллионов человек - точную цифру назвать невозможно в связи с отсутствием переписей, все жертвы были списаны на "поля смерти". По отношению числа умерших к общему количеству населения - одна из самых больших потерь в истории человечества. Были запрещены деньги, иностранные языки, иностранные книги. По всей стране были созданы деревенские коммуны из бедного и среднего крестьянства; горожан в целях "эвакуации от американского наступления" вывозили из городов и размещали в коммунах. За уголовные преступления грозила казнь (в том числе сорванный с дерева коммуны банан, собранный с поля в обход коммуны урожай риса и т. п.), практиковались ограничения и репрессии по национальным и социальным параметрам (из страны эмигрировали этнические китайцы, вьетнамцы, отдельные чамские народы, бывшие представители господствующих классов и даже имеющие высшее образование; большая часть студентов, педагогов, буддийских монахов). Из отправленных в одну из тюрем - Туол Сленг (ныне "музей геноцида"), лишь о двенадцати известно, что они выжили. Была введена специфическая лексика, напоминающая новояз, литературные слова, вплоть до слов вроде "мать" или "отец", заменялись диалектными, были отменены стандартные для языков Юго-Восточной Азии формы вежливости. Камбоджа, переименованная в "Демократическую Кампучию", была почти полностью изолирована от внешнего мира, дипломатические контакты поддерживались только с Китаем, Албанией и Северной Кореей). Имена и портреты руководителей страны (Пол Пот - Брат N 1, Нуон Чеа - Брат N 2, Иенг Сари - Брат N 3, Та Мок - Брат N 4, Кхиеу Сампхан - Брат N 5) держались в тайне от населения.
Из обвинительного заключения народно-революционного трибунала Кампучии по делу "преступной клики полпотовцев": "Полпотовцы:
- мотыгами, киркомотыгами, палками, железными прутьями они били своих жертв по голове; ножами и острыми листьями сахарной пальмы они перерезали своим жертвам горло, вспарывали животы, извлекали печень, которую съедали, и желчные пузыри, которые шли на изготовление "лекарств";
- используя бульдозеры, они давили людей, а также применяли взрывчатку - чтобы убивать как можно больше за раз;
- они закапывали людей заживо и сжигали тех, кого подозревали в оппозиции режиму; они постепенно срезали с них мясо, обрекая людей на медленную смерть;
- они подбрасывали детей в воздух, а потом подхватывали их штыками, они отрывали у них конечности, разбивали им головы о деревья; - они бросали людей в пруды, где держали крокодилов, они подвешивали людей к деревьям за руки или ноги, чтобы те подольше болтались в воздухе..."
Ж.-Л. Марголен о Пол Поте: "Чувствительный и робкий профессор, влюбленный во французскую поэзию и почитаемый студентами, пылкий пропагандист революции (таким его описывают все очевидцы с 50-х до 80-х годов) был на самом деле воплощением двуличия: придя к власти, он швырнул в застенки самых старых своих революционных соратников, считавшихся его близкими друзьями, не отвечал на их умоляющие письма, приказал жестоко их пытать, а потом казнить; говорят, он даже принял личное участие в их казни".
В апреле 1975 года закончилась Вьетнамская война: северовьетнамские войска взяли Сайгон, Южный Вьетнам пал и страна была объединена. В том же месяце "красные кхмеры" взяли Пномпень, тем самым одержав победу в гражданской войне в Камбодже. Практически сразу же после этого отношения между двумя странами стали быстро ухудшаться. Исторически Камбоджа и Вьетнам враждовали друг с другом, но более важными были противоречия, возникшие между руководством Вьетнама и "красных кхмеров" в начале 1970-х годов. Поначалу северовьетнамская армия принимала активное участие в камбоджийской гражданской войне на стороне "красных кхмеров", однако обнаружившиеся глубокие разногласия между союзниками привели к тому, что в 1972-1973 годах Северный Вьетнам отвёл свои войска с линии фронта.
Уже в мае 1975 года на камбоджийско-вьетнамской границе произошли первые вооружённые инциденты. Они (как и все последующие) были спровоцированы камбоджийской стороной. В 1977 году после некоторого затишья произошёл резкий всплеск боевых действий. "Красные кхмеры" переходили границу и убивали мирных вьетнамских жителей. Наибольшая трагедия произошла в апреле 1978 года в селении Бачук, провинция Анзянг, всё население которого (3000 человек) было уничтожено. "Красными кхмерами" выдвигались воинственные лозунги вроде "Готовы воевать с Вьетнамом 700 лет!". Такие действия не могли остаться безответными, и вьетнамская армия совершила несколько рейдов на территорию Камбоджи.
В конце декабря 1978 года (по другим данным - месяцем ранее) Вьетнам начал полномасштабное вторжение в Камбоджу с целью свержения режима "красных кхмеров". 7 января 1979 года был взят Пномпень. Власть была передана Единому фронту национального спасения Кампучии во главе с Хенг Самрином; эта организация была создана в декабре 1978-го и не сыграла почти никакой роли в боевых действиях, однако в идеологических целях именно она была представлена как освободитель камбоджийского народа от тирании Пол Пота.