Российская Информационная Сеть
12 февраля, 11:10

Аптеки могут остаться без жизненно важных лекарств

Аптеки могут остаться без жизненно важных лекарств Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития ("Росздравнадзор") придется в ближайшее время работать без выходных, чтобы успеть зарегистрировать предельные отпускные цены на все жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (ЖНВЛС).

Установленный правительством срок -- до 1 апреля. В соответствии с административным регламентом на осуществление этой бюрократической процедуры чиновникам отводится максимум 35 рабочих дней. То есть чтобы закончить регистрацию всех 500 наименований ЖНВЛС в срок, документы по ценам на них должны были быть поданы не позже сегодняшнего дня. На самом же деле сейчас в "Росздравнадзоре" находится документация, охватывающая чуть более половины наименований лекарств из перечня. Это на днях подтвердила исполняющая обязанности руководителя "Росздравнадзора" Елена Тельнова.

"Сейчас зарегистрированы цены на 2809 лекарств из перечня ЖНВЛС", -- сообщила г-жа Тельнова в ходе селекторного совещания, которое провела министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова совместно с федеральной службой по тарифам (ФСТ). Стоит отметить, что 500 непатентованным международным наименованиям препаратов, занесенных в список ЖНВЛС, соответствует как минимум 2 тыс. торговых наименований или более 5,5 тыс. лекарственных форм, каждая из которых также нуждается в регистрации. "В январе, когда началась процедура регистрации цен на лекарства из перечня ЖНВЛС, производители заняли выжидательную позицию. Но уже к началу февраля ситуация изменилась", -- утверждает чиновник "Росздравнадзора".

"Выжидательную позицию" наученные многолетним опытом работы с отечественными регулирующими органами производители заняли не случайно. Еще в конце 2009-го стало очевидно, что регистрация цен нужна для того, чтобы зафиксировать их на прошлогоднем уровне, а по возможности и снизить. Прямым текстом это было сказано в совместном обращении к участникам рынка недавно уволенного руководителя "Росздравнадзора" Николая Юргеля и главы ФСТ Сергея Новикова. В документе, направленном в регионы в начале февраля, говорилось: даже если производитель готов предоставить документальные доказательства того, что себестоимость того или иного медикамента выросла по объективным причинам (например, из-за курсовой разницы подорожали субстанции, закупаемые за рубежом, или из-за введения новых акцизных ставок увеличилась стоимость спирта), регистрировать повышенные цены в "Росздравнадзоре" не будут. Разумеется, оказаться в первых рядах тех, кому фактически предписано на год заморозить цены на свой товар, никому не хотелось. О чем говорят и темпы регистрации: с 11 по 24 января только 19 производителей подали заявление на регистрацию цен на ЖНВЛС, из них восемь -- российские. Все вместе эти заявления охватывали лишь 62 препарата.

Примечательно, что российские производители в регистрации отпускных цен были заинтересованы меньше иностранцев. Дело в том, что при регистрации предельной стоимости препаратов российского производителя "Росздравнадзор" учитывает три фактора: средневзвешенную отпускную цену за последние полгода; размер прибыли, необходимой для обеспечения производителя средствами на обслуживание привлеченного капитала (если таковой есть); необходимость развивать производство и финансировать другие обоснованные расходы, налоги и другие обязательные для российских резидентов платежи. При регистрации же предельных отпускных цен на импортные медикаменты декларируется, что цены иностранных производителей также должны быть сопоставлены с экономическими реалиями и среднерыночным значением в тех странах, где препараты производятся и продаются. Но на деле, как говорят эксперты, у "Росздравнадзора" просто нет времени, чтобы обращаться с запросами, например, в главный североамериканский контролирующий орган FDA или к европейским коллегам. В итоге получается, что цены регистрируются на основе средневзвешенных зарегистрированных на таможне ввозных цен, предоставленных самими иностранными производителями.

"Конечно, не все препараты перечня ЖНВЛС "Росздравнадзор" успеет зарегистрировать до 1 апреля, но скорее всего все оригинальные лекарства и все самые распространенные препараты будут зарегистрированы в срок", -- сказала "Времени новостей" генеральный директор маркетинговой компании "Ремедиум" Мария Денисова. Тем не менее, по ее словам, опасения многих экспертов относительно того, что из аптек после 1 апреля пропадет целый ряд ЖНВЛС, вполне оправданны. "Но произойдет это не столько из-за отсутствия регистрации некоторых позиций, сколько по причине страшной неразберихи в регионах, касающейся методик расчета торговых надбавок", -- говорит эксперт. Аптеки просто побоятся оказаться "крайними" и перестанут брать на реализацию у дистрибьюторов сомнительные на их взгляд (по цене) препараты. Ведь все проверяющие спрашивать будут с них.

nbsp;RIN 2000-