13 февраля, 17:38
Потомки жертв сталинских репрессий получат компенсацию от правительства Грузии. Европейский суд по правам человека обязал грузинские власти возместить ущерб братьям Клаусу и Юрию Киладзе.
Их родители были репрессированы в 1930-х годах. Отца казнили, мать отправили в ГУЛАГ. Квартира Гиладзе в Тбилиси была конфискована вместе с имуществом. Самих же братьев разлучили с оставшимися на свободе родственниками, отправив в приют для сирот в РСФСР. Через 2 года им удалось вернуться в Грузию. Их мать тоже вернулась на родину. После смерти Сталина она и ее покойный муж были реабилитированы.
В 1998 году родители братьев Киладзе были официально признаны жертвами политических репрессий. В 2005 году Клаус и Юрий Киладзе подали иск с требованием моральной и финансовой компенсации на основании принятого в 1997 году закона Грузии о защите репрессированных граждан.
Однако суды в Грузии отказали братьям Киладзе, мотивируя тем, что нужны дополнительные законы для установления размеров компенсаций. Тогда братья обратились в Европейский суд по правам человека. Определить сумму выплат для ЕСПЧ труда не составило. Суд обязал Грузию пересмотреть отказ в компенсации братьям Киладзе и выплатить им по 4 тысячи евро каждому.
Эксперты полагают, что решение по делу Киладзе может создать прецедент и дать возможность другим жертвам сталинских репрессий в Грузии добиваться возмещения ущерба. А таких людей в стране, по подсчетам правительства, 16 тысяч.
При этом, отмечают эксперты, остается без ответа вопрос об исторической ответственности за преступления, совершенные в советское время. Неясно поэтому и то, кто будет возмещать ущерб от репрессий. Для грузинского правительства данный вопрос болезнен еще и потому, что компенсации - это все-таки деньги, которые нужно выделить из бюджета. И как-то сразу громче и чаще звучат в Грузии слова о том, что страна была якобы насильно оккупирована СССР. Логика грузинских властей проста: поскольку правопреемницей Советского Союза является Россия, то она и должна нести ответственность. Что бы ни говорить, да только бы свалить с себя ответственность.