29 апреля, 16:06

Ученые выяснили особенности формирования ребер

Ученые выяснили особенности формирования ребер Португальские исследователи получили новые данные об эмбриональном развитии позвоночных.

Они выяснили, что процесс формирования ребер контролируется значительно более сложным образом, чем считалось.

Статья ученых опубликована в журнале Developmental Cell. Коротко работа описана в пресс-релизе института Гульбенкяна, где работают авторы.

Ребра - это парные кости, идущие от позвоночника к передней части туловища. Ребра защищают от повреждений внутренние органы, создавая своеобразную клетку. У животных число ребер различно: например, человек имеет 12 пар ребер, мышь - 13, а змеи - до 200. При этом, если у мыши и человека ребра формируют только грудную клетку, то у змей они отходят практически по всей длине позвоночника.

До настоящего времени ученые не выяснили всех особенностей процесса формирования ребер. Известно, что он контролируется особыми генами - так называемыми Hox-генами (читается: "хокс-гены"). Считалось, что у мышей в той области тела, где ребер нет, работают гены из семейства Hox-10, которые и не дают запустить процесс образования ребер. Если у мышей искусственно "выключить" эти гены, то у них образуются лишние ребра.

Авторы новой работы решили провести дополнительные эксперименты и искусственно активизировали у мышей в той части тела, где ребер быть не должно, гены из семейства Hox-6. Это действие также привело к появлению лишних ребер. Португальские специалисты полагают, что полученные ими результаты можно рассматривать как доказательство того, что ученые пока плохо понимают, как контролируется процессы в ходе эмбрионального развития позвоночных.

Недавно другой коллектив исследователей сделали еще одно интересное открытие, касающееся ребер. Ученые установили, что панцирь черепах представляет собой разросшиеся ребра.