6 мая, 12:24
Компании British Petroleum удалось перекрыть клапаном самый малый из трех разрывов на нефтяной скважине в Мексиканском заливе в США. Однако специалисты постепенно склоняются ко все более радикальным методам решения проблемы.
По словам представителя Береговой охраны США Брэндона Блэкуэлла, несмотря на принятые меры, нефть продолжает вытекать из скважины со скоростью примерно 800 тыс. литров в сутки.
Одна из трех утечек была перекрыта вентилем, на установку которого потребовалось несколько дней. В компании отметили, что к остальным двум разрывам такая методика не применима из-за значительных размеров.
Тем не менее, представители компании утверждают, что с двумя остающимися разрывами будет легче справиться.
В BP придумали несколько способов остановить рост нефтяного пятна. В частности, места утечек планируется накрыть специальными куполами, откуда нефть будет поступать на находящиеся на поверхности суда.
Кроме того, предполагается пробурить перехватывающую скважину глубиной 4 километра, чтобы направить нефть по новому руслу. Однако на это потребуется около трех месяцев.
Уже в четверг инженеры компании собираются опустить на скважину огромный 100-тонный железобетонный колокол, который будет перехватывать вытекающую нефть и откачивать ее на специальный танкер.
В среду гигантский подводный саркофаг был погружен на баржу, которая должна доставить его к месту утечки в 80 километрах от побережья штата Луизиана. В четверг конструкция должна быть помещена на морское дно, а в течение выходных специалисты BP планируют соединить ее с судном, которое будет откачивать нефть, сообщил в среду представитель BP Джон Карри.
Купол представляет собой железную "коробку", которая напоминает примитивную космическую ракету с отверстием для трубы наверху. Теоретически колокол должен собрать 85% нефти, исходящей с морского дна, но у BP нет опыта установки подобных конструкций на глубину более 1,5 тысячи метров, и поэтому гарантии успеха нет. Аналогичная технология использовалась три раза в 2005 году после урагана Катрина, но на значительно меньшей глубине.
12-метровую конструкцию общим весом 98 тонн в течение последних дней круглосуточно собирали на верфи Голден Мидоу в южной Луизиане рабочие компании Wild Well Control, которая специализируется на ликвидации аварий на нефтепромыслах. Всего планировалось изготовить три таких блока.
При установке стального купола на скважину будут использоваться подводные аппараты с дистанционным управлением, передает BBC. Спуск конструкции может занять до двух дней.
"Из-за очень мягкого дна в районе катастрофы мы не сможем опустить тяжелый колокол прямо на дно,- пояснил морской инженер Джейсон Холви.- Вместе с тем от этого зависит, сколько нефти мы сможем "поймать". Так что придется держать конструкцию над самым дном, что в условиях 1,5-километровой глубины и течений представляется ювелирной работой".
"Если это не сработает, мы будем пробовать другие способы,- заявил агентству Reuters официальный представитель BP Джон Карри.- И так до тех пор, пока не справимся с задачей. Для этого в нашем распоряжении лучшие инженеры в отрасли и большие ресурсы".
Чего у British Petroleum не хватает, так это времени. По мнению экспертов, корпорации и прибрежным американским штатам в районе аварии - Луизиане, Алабаме, Флориде и Миссисипи - и так очень повезло. Дело в том, что последние несколько дней южные ветры в Мексиканском заливе стихли. В результате огромное нефтяное пятно, до этого двигавшееся в сторону побережья, дрейфует в нескольких километрах от берега. Пока разлившейся нефтью задеты лишь несколько необитаемых островов в дельте Миссисипи. Ущерб рыболовству в районе, конечно, уже нанесен огромный. Однако настоящая катастрофа, по мнению специалистов, разразится, когда нефтяное пятно достигнет берега.
На данный момент тысячи служащих Национальной гвардии США вместе со спасателями ставят заградительные боны, чтобы не допустить загрязнения прибрежной полосы, включая мангровые леса, населенные редкими образцами фауны. В штатах Луизиана и Флорида объявлено чрезвычайное положение.
Президент США Барак Обама назвал происходящее в Мексиканском заливе "потенциально беспрецедентной экологической катастрофой". В связи с последними событиями, ему пришлось вновь ввести отмененный ранее мораторий на добычу нефти и газа на морском шельфе.
"Это настоящий нефтяной геноцид, под угрозой исчезновения из-за аварии в заливе находится целый ряд видов животных, обитающих в морской среде этого региона. Данная авария - одна из крупнейших в истории, и человеческие технологии, к сожалению, могут только снизить риски возникновения подобных аварий, но не убрать их. К сожалению, у человечества нет и технологий локализации последствий подобных аварий", - сказал руководитель энергетической программы "Гринпис" Владимир Чупров.
Он отметил, что ситуация в Мексиканском заливе в очередной раз демонстрирует необходимость развития альтернативной, "зеленой" энергетики, которая, в том числе, не использует нефтепродукты как энергоносители.
Хронология событий
А началось все в далеком 1981 г., когда конгресс США ввел мораторий на добычу нефти и газа на 80% континентального шельфа. В 1990 г. Джордж Буш-старший "добил" сюда же мораторий на добычу нефти в прибрежных зонах. Все это делалось в целях защиты экологии от тогда еще не слишком надежной технологии морской добычи углеводородов, к тому же и политические, и экономические условия позволяли - дешевую нефть можно было качать из Персидского залива, а потребность в ней только набирала нынешние (имеются в виду докризисные) обороты.
Но в 2008 г. ситуация была уже совсем другая, и Джордж Буш-младший и его администрация посчитали, что пора прекратить порочную практику зависимости США от иностранных источников углеводородов. Конгресс мораторий отменил. Но при этом в силе оставался мораторий на прибрежные воды, который, впрочем, не далее как месяц назад отменил Барак Обама. Республиканцы тогда раскритиковали его - ведь некоторые зоны так и остались под охраной закона, например, на Аляске, экологи по своим причинам были также недовольны.
Тем не менее, к нынешней ситуации действия Обамы относятся весьма опосредованно, поскольку гигантское нефтяное месторождение Тайбер (Tiber) было открыто BP в 2009-ом. И тогда же построенная в Южной Корее платформа Deepwater Horizon (на русский это название можно перевести как "Глубоководный горизонт") пробурила скважину. Однако к полноценной добыче приступить так и не успела.
Напомним, платформа, принадлежавшая швейцарской компании Transocean Ltd`s, затонула 22 апреля через два дня после взрыва и последовавшего за ним 36-часового пожара.
Инцидент произошел во время бурения скважины по заказу компании British Petroleum в 64 километрах юго-восточнее дельты реки Миссисипи. В результате ЧП пропали без вести 11 человек. Они официально были признаны погибшими, их поиски прекращены. 17 раненых удалось доставить в больницы в Алабаме. Еще 98 сотрудников смогли безопасно эвакуировать с платформы подоспевшие спасательные суды.
Последствия
Согласно предварительным оценкам экспертов, стоимость только одних лишь работ по очистке залива и прибрежных зон от нефти вместе с выплатой компенсаций пострадавшим сторонам за причиненный ущерб может обойтись ВР в сумму, приближающуюся к 8 млрд долл. Это составляет почти две трети от общих потерь компании в результате инцидента со взрывом буровой платформы, сумма которых, согласно прогнозам, составит 12,5 млрд долл.
В связи с неопределенностью последствий для окружающей среды вчера компания прекратила вводить в поток вытекающей нефти диспергаторы - химические вещества, которые должны привести к постепенному ослаблению потока. Аварийные службы США продолжают контролируемое выжигание нефтяного пятна.
Во вторник Национальное управление по океаническим и атмосферным исследованиям сообщило, что ежедневно в море вытекает не менее 5 тысяч баррелей нефти. Всего из скважины в Мексиканский залив вылилось уже 2,5 миллиона галлонов нефти.
Мирный атом в борьбе за экологию
Между тем, некоторые российские специалисты предлагают радикальное решение "пятна" в Мексиканском заливе - провести атомный взрыв. При этом, как говорят эксперты, операцию можно провести всего за три-четыре дня (для сравнения - только бурение одной новой скважины для понижения напора во взорвавшейся займет порядка месяца).
"Создается ощущение, что нефтяники всеми силами пытаются сохранить скважину, - говорит президент группы ГЦЭ Александр Москаленко. - Отсюда такие проволочки во времени, а именно время сейчас главный фактор борьбы. Скважину нужно глушить и, скорее всего, навсегда".
Москаленко полагает, что "с радиоактивными загрязнениями мы боремся посредством воды, поэтому предложенный способ эффективен и относительно безопасен. Последствия от ежеминутных выбросов нефти и ее сжигания на поверхности уже несоизмеримы с возможным воздействием на окружающую среду радиоактивного пара при атомном взрыве. Проблемы дойдут до суши и непоправимые последствия будут ощутимы еще десятилетия. Это мутация всех форм жизни, накопление опасных веществ и попадание в организм человека с пищей".
К слову, на территории бывшего СССР с катастрофами на месторождениях боролись таким способом целых пять раз.
Впервые подземный ядерный взрыв был применен для тушения горящей газовой скважины на месторождении "Урта-Булак" (80 километров от Бухары) 30 сентября 1966 года. Мощность заряда составила 30 килотонн. Для сравнения в Хиросиме взорвалась бомба примерно в 20 килотонн. Но на высоте 600 метров. А под Бухарой - на глубине полтора километра.
Идея метода проста: подземный взрыв сдвигает породу, прессует ее и, по сути, сдавливает русло скважины.
Мощными ядерными "заглушками" в Советском Союзе пользовались до 1979 года. И лишь один раз неудачно. В 1972 году в Харьковской области не удалось перекрыть аварийный газовый фонтан. Взрыв по непонятным причинам вышел на поверхность и образовал ядерный гриб. Хотя заряд был всего в 4 килотонны и заложен на два с лишним километра.
"Газпрому" на заметку
России, которая пока что не имеет большого опыта шельфовой добычи нефти, стоит внимательнейшим образом рассмотреть печальный опыт BP. Пока что на платформах добывает нефть только ЛУКОЙЛ - на Каспии стоят платформы, произведенные отечественными строителями. Однако в ближайшем будущем начнется разработка шельфа северных морей. И, хотя основной упор будет сделан на добычу газа, техногенные аварии могут иметь более тяжелые последствия для экологии, поскольку находиться платформы будут в очень труднодоступных местах, куда доставить тот же купол на большом судне в короткий срок будет практически невозможно.
С российской стороны поступают предложения и более традиционной помощи. Например, сахалинские спасатели готовы послать на помощь американским коллегам судно-нефтесборщик "Центурион", которое может поднимать на борт почти 600 т нефти за один раз. Предложение помощи поступило и от Ирана. Во время недавней пресс-конференции президент этой страны Махмуд Ахмадинежад заявил, что, несмотря на пребывание в состоянии перманентного конфликта, Иран может поделиться своим богатым опытом в деле спасения от нефтяных пятен.
В США с принятием помощи от других государств и ООН пока не спешат, но не исключают такой необходимости в будущем.