19 мая, 13:44
Недовольные россияне, все чаще избирающие в качестве трибуны интернет, получили новую площадку для выступлений - сайт третьей по популярности в США газеты The New York Times.
Как отмечается в обращении под заголовком "Покажи себя и свой уголок России миру", которое было размещено на сайте издания, оно предоставляет россиянам возможность влиять на общество через интернет. "Это позволит привлечь внимание многомиллионной аудитории газеты вo всем мире к острым вопросам Вашего поселка, города, региона или всей страны", - указывается в заметке на русском языке.
Газета пишет, что ее читателей могут заинтересовать видеосюжеты длиной не более двух минут, повествующие о проблемах в обществе, фактах коррупции и т.д., и содержащие при необходимости интервью с гражданами, представителями властей и записи с мест событий.
Предпочтение будет отдаваться роликам, записанным на английском языке, или содержащим английский подстрочник. Однако самые интересные материалы сотрудники издания готовы перевести с русского самостоятельно.
В качестве примеров издание приводит кадры из самых скандальных видеообращений недавнего времени: майора Дымовского и одного из его многочисленных "последователей" - экс-сотрудника МВД Коми Михаила Евсеева, рассказавших о беспределе в органах, а также автомобилиста Станислава Сутягина. От последнего все узнали о том, как сотрудники московской автоинспекции выстроили "живой щит" из мирных граждан, чтобы задержать вооруженных преступников.
Судя по всему, влиятельная газета не упустила того факта, что россияне в последнее время явно становятся все более социально активными, но, учитывая российские реалии, относительно безопасно для себя могут высказываться пока только в интернете.
Ситуация усугубляется тем, что сами российские власти и центральные СМИ часто игнорируют наиболее острые проблемы и важнейшие события, не оставляя гражданам ничего другого как использовать интернет-ресурсы. Самый свежий пример - шахтерские волнения в Кузбассе, о которых ведущие телеканалы и агентства упорно молчали, вызвав тем самым волну слухов и провокаций в Сети.
Таким же образом к глубокому недоумению и возмущению россиян центральные СМИ игнорировали сначала страшные теракты в московском метро. Об этом, кстати, писали журналисты NYT в созданном ими еще в 2008 году русскоязычном ЖЖ-сообществе.
Глава представительства The New York Times в Москве Клиффорд Леви заявил, что идея создать видео-раздел, посвященный России, возникла у руководства издания именно после потрясающего успеха сообщества на блог-платформе "Живой журнал". За 2 года его существования журналисты получили десятки тысяч комментариев от российских блоггеров. Эти комментарии сотрудники NYT активно переводят и публикуют как в газете, так и на сайте The New York Times.
Стоит напомнить, что именно блогеры не позволили скрыть ряд резонансных преступлений, связанных с теми же сотрудниками МВД или представителями других структур. В большинстве случаев как минимум было начато расследование, некоторые лица понесли заслуженное наказание.
"Новый видеосервис - это новое окно для российских граждан, которые хотят высказать свое мнение, - добавил Леви. - Я хочу заверить русскоязычную аудиторию, что ни одно из видео не будет редактироваться. Более того, сообщения не будут выбираться, чтобы составить тенденциозное впечатление у читателя и зрителя". По словам главы российского бюро The New York Times, редакция будет отбирать видео, представляющие весь спектр мнений в России, снабжать эти сообщения английскими субтитрами и, не меняя звукоряд, вывешивать на своем сайте.
Леви уверяет, что Россия всегда входила в сферу интересов The New York Times, и именно поэтому было решено опробовать новый проект на русскоязычной почве. "Российские граждане теперь получают возможность не только написать, но и высказать свое личное мнение миру. Мы очень надеемся на живой отклик россиян - подобно тому, что мы получили в "Живом журнале", - сказал Леви.
Если этот проект себя оправдает, то The New York Times откроет возможность присылать видеосообщения и для других иноязычных стран. "О конкретном времени речи сейчас не идет, поскольку сейчас русскоязычный сервис - это чистый эксперимент", - резюмировал Леви.
Таким образом, коль скоро на родине россиян фактически лишают законного права получать объективную информацию о происходящем в их стране, за дело берутся западные СМИ.
Однако здесь россиянам крайне важно не создать себе имидж обиженных, рыдающих в иностранную жилетку, а преследовать единственную цель - заставить власть повернуться лицом к народу и приступить к решению самых насущных проблем страны.
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Свое отношение к новому ресурсу высказали авторы видеообращений, правозащитники, общественные деятели и адвокаты, ведущие резонансные дела.
Авторы роликов, имевших общественный резонанс, разошлись в оценках нового ресурса.
- Мы сами должны разбираться в проблемах России. Я буду требовать, чтобы мою фотографию убрали оттуда, - заявил автомобилист Станислав Сутягин, - помочь они вряд ли смогут, но информацию зачем-то собирают.
А вот Алексей Дымовский появление ресурса напротив поддержал:
- Весь мир должен меняться. Если наши СМИ молчат, то можно воспользоваться зарубежными и получить поддержку.
Директор института развития свободы информации (ИРСИ) Елена Голубева не видит в этом ресурсе коэффициента полезного действия.
- Есть известные площадки, YouTube например. И госструктуры стали обращать на них внимание, реагировать. New York Times просто создал себе канал информации, негативной и непроверенной. Как гражданину мне такая тактика не нравится. Что называется, выносить сор.
Адвокат Игорь Трунов:
- Смущает, что проект запустили США. Он имеет политическую подоплеку и контекст, поскольку у нас есть разногласия.
Правозащитник Людмила Алексеева:
- Это странно, потому что американцам не интересны проблемы россиян, у них есть свои.
Николай Сванидзе, член общественной палаты:
- Ничего антипатриотического в этом не вижу. Это просто еще один ресурс в Интернете.
Александр Брод, правозащитник:
- Интересный журналистский ход, но непонятно зачем. Нашим СМИ надо учиться оперативности у американцев.
Илья Яшин, лидер оппозиционного движения "Солидарность" счел проект The New York Times любопытным, прежде всего, с культурной точки зрения.
- Я не стал бы искать особенной политической подоплеки под действиями The New York Times, поскольку все-таки сегодня российский интернет не подлежит цензуре властей РФ, - считает политик. - Впрочем, уже после того как то или иное видеосообщение переходит из онлайна в оффлайн - тогда уже могут быть проблемы.
- Например, ситуация с тем же Дымовским - после того, как про него появились статьи в газетах, и он стал известен, майора посадили на несколько недель, - добавил Яшин.
Вы можете загрузить свое видео здесь: nytimes.com