Российская Информационная Сеть
23 октября, 09:36

Победа российской пианистки взбудоражила Польшу

Победа российской пианистки взбудоражила Польшу Такого еще не было! Эмоции - как на футбольном матче, прямая трансляция на канале TVP Kultura. В среду "Ночь с Шопеном" посмотрели 70 тысяч зрителей.

Концерты в прямом эфире на радио, интернет-споры и комментарии в Facebook. Таким запомнится нам XVI конкурс пианистов имени Шопена.

Победила россиянка Юлиана Авдеева, но для большинства специалистов и комментаторов было важнее кто не победил: Ингольф Вундер (Ingolf Wunder), Даниил Трифонов и Евгений Божанов.

Спортивное напряжение в артистическом конкурсе, трансляция которого велась в интернете, вылилось в резкое обсуждение. В этот раз музыка не смягчала нравы.

На форуме Национального института Фредерика Шопена в Facebook и в телестудии разгорелась дискуссия, в которой "разочарование" было самым нейтральным комментарием результатов: "конкурс уже потерял смысл", вердикт жюри "девальвирует значение конкурса", "на концерте лауреатов публика покажет, кто был настоящим победителем", "меня задело за живое".

Один из телезрителей отметил, что "Авдеева даже не сменила платье для финального концерта".

Правоориентированный портал, посвященный обычно политике, еще перед финалом вывесил заголовок: "Конкурс имени Шопена: четверо россиян в финале. Будет повод для дальнейшего улучшения отношений? И громкое "Будем любить друг друга!" разнесется от Владивостока до Щецина". Политика завоевывает очередные сферы жизни, но чтобы шопеновский конкурс?

Все чаще различные конкурсы в Польше выигрывают "по недоразумению". Задетыми вердиктом жюри почувствовали себя не только простые любители Шопена, но и эксперты. В студии канала TVP Kultura в адрес лауреатки сложно было услышать хоть одно слово похвалы ("Ее выступление на каждом этапе было очень ровное"), зато они хором подчеркивали, что игра Авдеевой была очень "академической", и что так играют "на экзамене".

"Решение жюри меня поразило", - сказала один из экспертов. За эти слова на нее обрушилась такая же беспощадная критика одного из интернет-пользователей: "Дамы вроде госпожи профессора не обращают внимания на недостатки в интерпретации. Достаточно, чтобы молодой человек тряс гривой белокурых локонов - и вот уже шопенство. Проблема Авдеевой, видимо, заключалась в том, что у нее таких локонов нет".

А ведь жюри состояло из 12 человек - крупнейших в мире исполнителей Шопена, большинство из них были лауреатами предыдущих конкурсов. Новую систему оценки (каждый из членов принимал решение да/нет, также было обсуждение) хвалили: но только до оглашения результатов.

Авдееву выбрали, в том числе, продолжающие концертную деятельность пианисты: Марта Аргерих (Martha Argerich), Нельсон Фрейре (Nelson Freire), Данг Тхай Шон (Dang Thai Son), Кевин Кеннер (Kevin Kenner), Петр Палечны (Piotr Paleczny). Если кто-то знает, как чувствовать Шопена - то это, наверное, они.

Жюри не приняло критику близко к сердцу. Фу Чунь (Fou Ts`ong), член жюри, даже вроде бы сказал: "Пусть Вундер радуется второму месту. Он всегда такой улыбчивый. А Шопен - это ведь страдание, почитайте его письма. Авдеева играла со страданием, так, как надо". А интернет-пользователи отвечали на это, что страдание - это слушать Авдееву.

И кто же прав? Так или иначе, победила музыка Шопена.

nbsp;RIN 2000-