Российская Информационная Сеть
24 октября, 12:08

Европа не знает, как решить проблему иммигрантов

Европа не знает, как решить проблему иммигрантов Заявление канцлера Ангелы Меркель ("политика мультикультурализма провалилась") было воспринято всеми не только как констатация факта ошибочной немецкой иммиграционной политики в последние десятилетия, но также как и сигнал неизбежного ее изменения.

В Германии, также как во всей остальной Европе, вопрос об иммиграции превратился в политическую проблему первой величины. Дать на него ответ, противоречащий общественным ожиданиям, означает возможный проигрыш на выборах. Это новый важный вопрос, который разделяет и будет долго разделять европейские демократии и который добавляется к более традиционным разногласиям в экономической области.

Партии, которые выступают против иммиграции, растут как грибы, и собирают огромное число голосов избирателей во многих европейских странах. Если в каких-то странах этого не наблюдается, то только потому, что традиционные партии, стоящие у руля, давно ужесточили свой подход к проблеме иммиграции. Два дня тому назад газета "Il Sole 24 Ore" опубликовала полезное исследование, посвященное европейской иммиграционной политике, которое выявило весьма разнообразную картину. Есть страны, которые и сегодня более гостеприимны, как например, Швеция и Голландия, но в которых в последнее время резко возросли антииммиграционные выступления, а есть более закрытые страны, такие как Греция. Но легко себе представить, что с течением времени различные европейские демократические страны, прислушивающиеся к требованиям общественного мнения, закончат тем, что начнут прибегать к политике отбора, к более жесткой фильтрации, чем та, которая использовалась в недавнем прошлом.

Несмотря на то, что правительства учитывают общественное мнение, существует и объективная неуверенность в том, как именно надо решать проблему. Кажется, ни первоначально французский путь ассимиляции (иммигранты должны отказаться от своих прошлых обычаев и воспринять культуру принимающей страны), ни изначально англосаксонский путь сосуществования различных культур не действуют. Второй путь, еще до того как это признала Меркель, казался более мечтой идеалистов, чем реалистической и эффективной политикой. Действительно, мультикультурализм предполагает, что различные культурные сообщества, присутствующие на данной территории, охраняются соответствующими законами и самоуправляются во всех отношениях, которые касаются защиты личности. Общество в целом оказывается разделенным на множество культурных сообществ, которые, как предполагается, не опасаясь наступления на собственные традиции, будут в состоянии мирно сосуществовать. Но такое общество вряд ли совместимо с демократией. За очень редким исключением такие общества могут сохраняться только в результате очень сильного и недемократического принуждения. Именно поэтому политика мультикультурализма не подходит для европейских стран. Великобритания, Голландия, Германия выбрали этот путь и убедились в его непригодности.
Но если французский путь (ассимиляция) очень труден, а путь мультикультурализма непригоден, что же делать тогда? Пассивно наблюдать за нарастанием конфликтов?

Проблема большей или меньшей способности ужиться с новыми иммигрантами зависит не от одного, а от совокупности факторов: от качества и жесткости отбора (иммиграционная политика в узком смысле), от экономических циклов, от возможности предоставить необходимые социальные услуги работающим иммигрантам, от способности подавить незаконные проявления и так далее. Но она зависит и от традиций той страны, из которой прибыл иммигрант. Бесполезно отрицать это утверждение. Есть иммигранты, которые благодаря традициям страны происхождения смогут относительно легко найти свое место в принимающей стране, а со временем и ассимилируются во французском смысле; а если не они, так их дети. Эпизоды нетерпимости, даже и тяжелые есть и будут. Но в целом, многие иммигранты , особенно из стран Восточной Европы смогут с успехом войти в западноевропейское общество.

Но существует проблема ислама. Не случайно, что именно о мусульманах, а не о других иммигрантах упоминается, когда говорится о провале политики мультикультурализма. То, чего в Европе повсеместно боятся, так это, что чрезмерное расширение мусульманских сообществ, не в последнюю очередь также и из-за высокой рождаемости, заставит в конце концов прибегнуть к более жестким правилам совместного существования в европейских обществах. Вопрос, на который никто не знает ответа, заключается в следующем: что может случиться, если двум великим, сильным и гордым цивилизациям, европейско-христианской (а сегодня также либеральной и демократической) и исламской, которые вдохновляются противоположными принципами и нормами и которые именно поэтому веками непримиримо сражались между собой, придется делить ту же территорию и то же политическое пространство? Частично ответ на этот вопрос зависит и от нас, европейцев, от нашего отношения, от политики, которую мы будем вести. Но в большой степени зависит также и от эволюции исламского мира. Если фундаментализм, связанный с так называемым "исламским пробуждением", который весьма сильно повлиял на мировой ислам в последние десятилетия, не выдохнется в обозримое время, предстоят острые конфликты и сильнейшее напряжение в том числе и в Европе, и тут уж станет не до политики мирного сосуществования различных культур. Если же этот подъем фундаментализма, достигнув своего пика и максимального распространения, начнет снижаться, что, вполне возможно, рано или поздно произойдет, тогда, может быть, настанет черед неслыханных и интересных экспериментов: демократия сможет соизмерить свой успех со способностью благоприятствовать полному присоединению иммигрантов-мусульман к правилам открытого и свободного общества. Сегодня это не кажется возможным. Но, по крайней мере, законно на это надеяться.

nbsp;RIN 2000-