Российская Информационная Сеть
11 ноября, 15:50

Автомобиль снова сделают роскошью

Автомобиль снова сделают роскошью Девятого ноября был опубликован перечень первоочередных мероприятий по решению транспортных проблем Москвы. Это таблица из четырех столбцов, три из них: "срок выполнения", "ответственные" и "стоимость" - не заполнены.

Пока есть только идеи в общих чертах. Документ опубликован для того, чтобы москвичи могли его обсудить и дополнить, объясняют в мэрии.

На самом деле в общих чертах план уже был презентован публике несколько раз - первое же совещание, которое Сергей Собянин провел в качестве мэра столицы, было посвящено борьбе с пробками и широко освещалось в СМИ. О столичных пробках тут же заговорили в Кремле: Дмитрий Медведев провел совещание на эту тему и при этом ясно дал понять: при решении проблемы новый градоначальник может рассчитывать на поддержку федеральной власти. Президент поручил к 1 марта 2011 г. определить объемы и источники финансирования мероприятий по борьбе со столичным пробками.

Принципиальная деталь: если вспомнить, у Лужкова тоже был план борьбы с пробками, но не было поддержки Кремля. В августе этого года бывший мэр обратился к премьеру Путину с письмом, в котором просил на решение транспортной проблемы 4 трлн рублей. Ведь для того, чтобы избавить город от пробок, в течение ближайших десяти лет нужно построить 350 - 400 км магистральных автодорог, 546 км дополнительных железнодорожных путей и проложить 100 - 120 км новых линий метро. У Москвы же есть не более 300 млрд руб., причем не только на дороги, а на все городские объекты.

На то, что у столицы нет денег на борьбу с пробками, Лужков жаловался еще в 2008 году. Тогда же он обнародовал основные шесть пунктов своего плана: строить дороги, развивать систему общественного транспорта (выделять для него специальные полосы, открывать новые станции метро, пускать скоростные трамваи), организовать на окраинах города систему перехватывающих парковок, чтобы люди могли оставлять там свои машины и пересаживаться на общественный транспорт. Предлагалось также разгрузить город от грузового транспорта, железнодорожных грузовых перевозок (вместо этого активно развивать пассажирские), создать современную интеллектуальную систему управления дорожным движением.

Легко заметить, что план Собянина во многом повторяет эти предложения. Вплоть до решения изменить график работы чиновников, уже принятого градоначальником. Лужкова аналогичная идея посетила еще в 2006 г, но тогда ее раскритиковали, и она так и не была реализована. Есть, разумеется, и отличия: если Лужков делал основную ставку на строительство и капитальные вложения, то в числе приоритетов Собянина - меры организационного характера, например, ликвидация придорожной торговли и борьба с парковкой автотранспорта на проезжей части. Эти действия не требуют больших затрат и способны дать быстрый эффект.

То, что новый мэр Москвы с такой энергией взялся за решение транспортной проблемы, вполне объяснимо. Федеральной власти, уволившей любимого многими москвичами (несмотря на атаку федеральных телеканалов) Лужкова, срочно требуется набрать очки в глазах жителей столицы. То есть доказать: управлять городским хозяйством поставленный ею мэр может не хуже, а то и лучше старого градоначальника. В этом смысле измучившие москвичей пробки - идеальная мишень. И не только потому, что Лужкову с транспортной проблемой справиться не удавалось. Пробки - еще и мощный усилитель того раздражения, которое рядовые граждане испытывают в отношении чиновников с мигалками и высокопоставленных кортежей, окончательно парализующих движение. Это раздражение, направленное против власти - ее неподотчетности, привилегий, коррумпированности, - на московских улицах сплелось в один большой транспортный узел. То есть покончить с московскими пробками - это значит еще и "обездвижить" гражданский протест, так как наиболее дееспособная часть населения находится именно за рулем. Не случайно на совещании по пробкам Медведев отметил, что "наша способность решить эту проблему... это такой тест на дееспособность власти".

В то же время, если узел транспортных противоречий будет рубиться сплеча, эффект может оказаться обратным ожидаемому. Дело в том, что добиться быстрого результата, не меняя принципы городской застройки, не тратя годы и триллионы рублей на строительство и модернизацию транспортных сетей, можно только при помощи мер, которые так или иначе сведутся к одному: приоритет общественного транспорта и ограничение въезда в город на транспорте личном. Скорее всего, это будет сделано через своеобразный имущественный ценз: введение платного въезда в центр города, платных парковок и больших штрафов за нарушение правил парковки. То есть москвичам предложат либо отказаться от основного завоевания последних десятилетий - доступного личного транспорта, - либо платить за него что-то вроде дополнительного налога. Большой вопрос, одобрят ли они такие нововведения. Ведь на количестве машин с мигалками новая кампания по борьбе с пробками наверняка никак не отразится.

nbsp;RIN 2000-