Российская Информационная Сеть
23 ноября, 11:47

Россия и НАТО впервые становятся партнерами

Россия и НАТО впервые становятся партнерами Блок НАТО больше не представляет для России "никакой угрозы". Более того, альянс стремится к достижению партнерства с Москвой и ожидает от нее взаимности. Это следует из одобренной в Лиссабоне на саммите альянса новой стратегической концепции НАТО.

Такого рода декларации в ближайшее время будут подкреплены практическими шагами - Москва и Брюссель договорились о "возвратном транзите" натовских грузов из Афганистана и, возможно, приступят к созданию единой европейской системы ПРО. Лидеры стран НАТО и эксперты уже называют эти договоренности "историческими".

"Я и сам использовал термин "исторический", имея в виду то, что мы проделали большой путь от неких иллюзий, которые, может быть, были в 90-е годы, к продуктивному сотрудничеству в начале нынешнего десятилетия, - сказал Дмитрий Медведев, подводя итоги саммита Россия-НАТО. - Потом был период очень серьезных разночтений и охлаждений. Сейчас мы находимся в периоде укрепления сотрудничества. Поэтому в целом я бы согласился с тем, что это очень важный этап выстраивания продуктивных, полнокровных и партнерских отношений между Россией и НАТО".

Одобренная лидерами 28 стран НАТО новая стратегическая концепция, по выражению генсека альянса Андерса Фог Расмуссена, позволяет блоку "стать более эффективным и рациональным, чем когда-либо". В этом документе речь идет фактически о ревизии отношений с Москвой.

Североатлантический альянс готов "в полной мере использовать потенциал Совета Россия-НАТО" в традиционных сферах сотрудничества - борьбе с терроризмом, наркотиками и пиратством, контроль над распространением оружия. Но только этим список "совместных проектов" не ограничивается.

Дмитрий Медведев подчеркнул, что в стратегической концепции НАТО были вопросы, которые "с одной стороны, напрягали нас и удивляли, были вещи, которые создавали повод для оптимизма". Из таких принципиальных вещей - переговоры о создании территориальной системы противоракетной обороны для Евроатлантического региона. Конечно, создать противоракетный щит от Ванкувера до Владивостока - заманчиво. Но остается открытым вопрос: кто будет его контролировать? Не окажется ли евроПРО дополнением американской системы противоракетной обороны? К тому же такого рода "зонтик" обойдется недешево - порядка двухсот миллионов евро. Москва готова принять предложение об участии в проекте по созданию противоракетного пула. Но какими будут контуры этого сотрудничества - пока не ясно.

- Предложение очень важное, но пока нет конкретики, - говорит Александр Коновалов, президент Института стратегических оценок. - Россия и НАТО не договорились ни о характере ракетных угроз, которым намерены противостоять, ни об "архитектуре" системы противоракетной обороны, ни о том, как обеспечить участие всех сторон в разработке и эксплуатации ПРО. Непонятно, кто, грубо говоря, будет "нажимать кнопку". Практику использования "двух ключей" представить себе очень трудно. Вряд ли НАТО или США согласятся на то, чтобы у России был блокирующий ключ. Так что запускать систему перехвата, скорее всего, будет тот, кто ее разрабатывал, но это тоже еще предстоит обсуждать.

Впрочем, все эти пока нерешенные вопросы не снижают вероятности, что совместная система ПРО все-таки будет создана. Как уверяют эксперты, для этого нужна политическая воля. "Она, безусловно, имеется, - уверен Коновалов. - Если мы не сделаем в ближайшие годы какую-нибудь бяку друг другу, то все получится. В этом есть объективная потребность и у нас, и у Запада".

Еще одним важным моментом в потеплении отношений между Россией и НАТО является соглашение о "возвратном транзите", предусматривающее возможность обратной транспортировки военных грузов из Афганистана в страны НАТО по территории России.

- Оно будет иметь колоссальное значение для развития партнерских отношений, так как мы открываем свою территорию для наземного транзита военных грузов из Афганистана в страны НАТО, - считает Александр Коновалов. - Если учесть, что с будущего года намечено начало вывода натовской группировки из Афганистана, то соглашение, помимо политического и военного значения, имеет большой экономический смысл. Эта операция обещает быть интересной с коммерческой точки зрения, так как группировке для транзита через Россию понадобится огромное количество железнодорожных контейнеров, а транспортировка каждого контейнера будет стоить примерно 1800 долларов.

Кроме того, Дмитрий Медведев на саммите во время встречи с президентом США Бараком Обамой прояснил ситуацию с ратификацией Договора СНВ-3. "Он сказал мне, что собирается активно работать по этому направлению с конгрессом. Я надеюсь, что эта работа увенчается успехом, потому что если мы не сможем здесь продвинуться вперед, то мир от этого не станет более безопасным", - заметил Медведев.

Глава комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев уверен: лиссабонская встреча показала, что Россия и НАТО могут вести нормальный диалог на равных. "Не то чтобы мы стремимся в НАТО. Но мы готовы разделить ответственность за безопасность в регионе", - считает Косачев. Тем не менее сближение Москвы и Брюсселя вряд ли будет приветствоваться всеми политическими силами в России.

- Россия обозначила всему миру свой геополитический вектор: она идет на Запад, уже не считая НАТО главной угрозой, - это принципиальный момент в характере изменения отношений, - говорит Леонид Ивашов, вице-президент Академии геополитических проблем. - Новая стратегическая концепция альянса предусматривает действия НАТО далеко за пределами зоны ответственности. По сути, этой зоной становится весь мир. Это международный разбой, и мы к нему присоединяемся. Нам это совершенно ни к чему.

- Прошедшие переговоры - свидетельство полной нормализации отношений. Альянс пересмотрел свою политику. Саммит в Лиссабоне показал, что сейчас альянсу Россия нужна больше, чем НАТО России, - заявил ведущий научный сотрудник Института США и Канады Владимир Батюк.

nbsp;RIN 2000-