Российская Информационная Сеть
21 декабря, 16:26

Лукашенко грозится создать "Викиликс" по-белорусски

Лукашенко грозится создать "Викиликс" по-белорусски Президент Белоруссии решил добить своих оппонентов компроматом. Александр Лукашенко обещает публикацию документов, разоблачающих белорусскую оппозицию и ее зарубежных партнеров на Западе.

В своем выступлении он сравнил эту информационную кампанию с деятельностью Джулиана Ассанжа, который рассекретил десятки тысяч дипломатических документов, подпортив репутацию американских политиков. Что такое "Викиликс" по-белорусски, выяснял корреспондент "Вести ФМ" Николай Осипов.

Белорусский президент идет до конца. Оппозиционеры и так раздавлены: их акции протеста потерпели фиаско и они уже не знают, когда смогут прийти в себя. Но Александр Лукашенко решил окончательно добить проигравших политиков, пообещав раскрыть некий сенсационный компромат:

"Мы еще не все показали, в ближайшее время не только покажем, но и распишем. Просто напечатаем некоторые документы. Посмотрим, как на это будут реагировать те, кто будет опубликован на этом сайте - "Викиликс" белорусском, и те защитники, которые у них стоят за спиной".

Косвенно власти уже внесли некую интригу с элементом экстремизма, когда в вечер после голосования разогнали поход сторонников Владимира Некляева на площадь, якобы потому что в автобусе оппозиционеров была взрывчатка. Где взрывчатка - до сих пор не ясно, Некляев потом приходил в себя от стычки в больнице. Для Белоруссии вообще характерна недосказанность и отсутствие внятных объяснений по поводу тех или иных действий.

Еще в 2006 году в Белоруссии вспыхивали не слишком заметные скандалы с якобы финансированием оппозиционеров некими европейскими покровителями. Скандалы правда проходили не слишком бурно, без громких расследований и предъявления доказательств. Экс-кандидат в президенты Белоруссии Ярослав Романчук до сих пор помнит такие примеры:

"Было много случаев когда власти грозились разоблачениями, говорили что какого-то курьера поймали, который 300 тысяч евро вез для оппозиции, но ни фамилии не назвали, ничего. Так что, если что-то сказали, то надо за это отвечать".

Уровень компромата тоже никогда не впечатлял. К примеру, на одном из митингов еще в 2006 году милиция задержала западного журналиста с рюкзаком спиртного и еды, как полагают, он собирался снабдить провизией палаточный лагерь, который профункционировал тогда несколько дней. Но рюкзак с водкой явно не тянул на западное спонсорство. Да и скандал быстро замяли. Сейчас белорусский президент обещает явно нечто большее. И еще один оппозиционер и также недавний соперник Лукашенко на выборах Сергей Гайдукевич не исключает, что сейчас дойдет до каких-то документальных подтверждений:

"Естественно, какое-то финансирование шло, контролировались все мобильные телефоны, и известно, что были переговоры некоторых кандидатов с европейскими структурами и наверняка давались достаточно откровенные советы. Наверняка есть и какие-то другие документы".

Причем удар, очевидно, направлен не только и не столько против оппозиции, сколько против западных партнеров. Ярослав Романчук показывает полное спокойствие, явно не рассчитывая, что разоблачение как-то коснется лично его, но замечая, что компромат уместен только в том случае, если его содержание объяснят все стороны:

"Если у кого-то есть документы - представьте их, пусть будет белорусский "Викиликс", пусть люди, которые в них фигурируют, выскажут свою точку зрения. Главное, чтобы это не была одна говорящая голова на белорусском ТВ, которая будет интерпретировать документы, представлять их, а оппонентов не будет слышно".

Многие оппозиционеры сомневается, что Александр Лукашенко захочет вступать с кем-то из них в дискуссию по поводу каких-то секретных документов. Скорее всего белорусский "Викиликс" должен выступить в роли последнего снаряда, который не оставит и следа от оппозиции. Хотя надо понимать, что особой нужды в этом нет, все конкуренты давно устранены и, похоже, надолго, рассуждает Сергей Гайдукевич, и во многом это их вина:

"Вы же знаете, что кандидаты начали высказывать друг про друга. Один другого обвинял, что это они виноваты, и так далее, вы все это знаете. Вот это воспринято, конечно, ужасающе, и все это верхушка. И поэтому народ будет ждать какой-то смены внутри политических структур, потому что прострация полная на сегодняшний день".

Вброс компромата в такой ситуации походит либо на желание раз и навсегда отбить желание соперничать с бессменным белорусским президентом, либо просто это его намерение поиграть на нервах Европы. Ведь, судя по анонсам, документы могут раскрыть неких европейских спонсоров оппозиции. Но и сам Лукашенко может оказаться в непростой ситуации. Он осложняет свои отношения с Западом, а многим казалось, что последнее время он выдавал некие авансы в этом направлении, замечают политологи. Впрочем, Александр Лукашенко не раз демонстрировал умение привлекать к себе внимание, когда, казалось бы, его уже никто не хочет видеть, и наоборот, рушить все контакты, когда, казалось бы, все замечательно. Опыт по выходу из сложных ситуаций у него есть, и потому вряд ли президента Белоруссии остановят опасения поссориться с кем-то из европейских политиков, с которыми он и раньше не особенно знался и которые в ответ не питали к нему расположения.

nbsp;RIN 2000-