Российская Информационная Сеть
10 января, 12:42

Красная бомба для Европы

Красная бомба для Европы Европа находится под впечатлением невероятного успеха, который внезапно выпал на долю маленькой красной книжицы - своего рода социального манифеста, написанного 93-летним ветераном французского Сопротивления Стефаном Хесселем.

В последнее время читательский интерес чаще всего привлекают суперскандальные произведения, а отнюдь не общественно-политические труды. Казалось бы, время социальных революций и ночных дискуссий о смысле человеческого существования безвозвратно кануло в Лету. Но, видимо, это не так.

Манифест, название которого можно перевести как "Проснитесь!", побил все рекорды. Книга не просто оказалась на первой позиции французской издательской топ-десятки. Ее тираж уже в восемь раз превысил тираж книги, следующей за ней по популярности - прозы гонкуровского лауреата Мишеля Уэльбека.

За три последних месяца продано 600 000 экземпляров, еще 200 000 только что отпечатано. Хотя изначально мало кому известный издатель, специализирующийся на литературе левого толка, планировал тираж всего-то в 8 000. Скромная цена в 3 евро, удобный карманный формат, вызывающий красный цвет обложки, название и тон, отсылающие к временам Второй мировой войны...

Стефан Хессель родился в Берлине в 1917 году. Когда ему было семь, вся семья переехала во Францию. Во время войны Хессель присоединился к генералу Де Голлю, был заслан на оккупированную территорию для организации сопротивления. Через некоторое время он был схвачен нацистами, подвергнут пыткам, отправлен в концлагерь и чудом не погиб. После войны Хессель стал дипломатом и участвовал в написании Всеобщей декларации прав человека.

Короткий 13-ти страничный манифест Хесселя призывает людей проснуться и оглянуться вокруг. Куда делись права человека, социальные гарантии, демократические ценности? Все это было утрачено в мире денег, глобального рынка, банкиров с их бонусами и процентами. Хессель обращается к молодежи и призывает ее встать под знамена нового Сопротивления - так же, как это делали молодые французы во время войны. Начать восстание против тирании денег предлагается с отказа в доверии Николя Саркози и голосовании за социалистическую партию на приближающихся президентских выборах в 2012 году.

Книга направлена прежде всего против политики сокращения социальных обязательств государства, которая становится все более ощутимой во Франции, да и во всей Европе. "Нас пытаются убедить, что денег не хватает, чтобы поддерживать жителей страны. Как это может быть, если богатства возросли во многие разы по сравнению с временами, когда Европа лежала в руинах. Объяснение может быть только одно: никогда еще сила денег не была такой всеобъемлющей, такой наглой, такой эгоистичной. И на верхних ступенях государственной лестницы располагаются те, кто им (деньгам) служат", - пишет Хессель.

В книге достается всем. Но она не призывает к насилию. И осуждает политику насилия. В частности, израильскую политику по отношению к арабским территориям и в особенности сектору Газа. Французские еврейские организации уже поспешили обвинить Хесселя в антисемитизме, хотя его отец был немецким евреем, бежавшим из Германии во Францию от наступавшего фашизма.

Обращаясь в первую очередь к молодым французам, автор не дает указаний, как именно ненасильственными методами побороть наглую власть денег. Но энтузиазм Хесселя, очевидно, находит отклик в душах французов. Некоторые наблюдатели говорят, что эта история успеха скажется на сценарии выборного 2012 года. Манифест уже переводится на другие европейские языки, в частности, на итальянский. Для Европы, которая и так стоит на пороге системного кризиса, это весьма сомнительный подарок. Тем более, что целый ряд стран находится как раз в стадии резкого сокращения социальных обязательств государств по отношению к гражданам.
"Именно навязчивое стремление Запада произвести больше, больше и больше ввергло мир в кризис", - утверждает Хессель. И призывает уйти от лозунга "постоянно больше" к сбалансированному миру, среди ценностей которого будет не только беспрерывное потребление, но и наука, и интерес к нематериальной стороне вещей.

"Конечно, встать на тропу сопротивления сегодня непросто. Мир кажется слишком сложным. Но в этом мире есть вещи, с которыми мы не должны мириться. Я говорю молодым: оглянитесь вокруг, и вы увидите эти вещи. Безразличие - худшее из зол".

nbsp;RIN 2000-