Российская Информационная Сеть
16 февраля, 19:37

США требуют от Ирана демократии

США требуют от Ирана демократии США очень волнует демократия и права человека в странах со значительными запасами нефти и газа.

Революции на Ближнем Востоке, а также массовые выступления оппозиции привлекают внимание единственной сверхдержавы нового тысячелетия. Что любопытно, в Египте и Тунисе американцы поддержали смену светских режимов религиозно настроенной оппозицией. В Иране же, где такого рода революция произошла сорок лет назад, религиозный режим считается деструктивным, и США активно поддерживают светскую оппозицию. Мало того, конечной целью арабских революций является смена режима в Иране. По всей видимости, это событие станет сверкающим бриллиантом в короне ближневосточных завоеваний Барака Обамы.

Когда в 2009 г. Президент США Барак Обама ездил по Ближнему Востоку, а потом получил Нобелевскую премию мира, казалось бы, авансом, многие политически чуткие люди заволновались. Провозглашение примирения исламского мира с США как цели политики Барака Обамы, и расплывчатая формулировка премии "за огромные усилия по укреплению международной дипломатии и сотрудничества между народами", похоже, оборачиваются массовыми волнениями на Ближнем Востоке. Даже крепкая дружба с США в былые годы не спасает от обамовской политики примирения. По крайней мере, президенту Египта Хосни Мубараку предыдущее плодотворное сотрудничество с США и Израилем, в частности, участие в блокаде сектора Газа и прочие сомнительные с точки зрения единоверцев поступки, не помогли: его отставка фактически была предрешена в Вашингтоне.

Ближний Восток является очень странным регионом. С одной стороны, он заселен людьми, исповедующими в основном ислам. С другой стороны, экономику этих государств нельзя назвать инновационной. А с третьей стороны, эти государства расположены на древних торговых путях и владеют богатейшими месторождениями нефти и газа. Очевидно, что столь выгодное расположение и природные богатства будут вожделенны для новых патрициев века сего, - американских бизнесменов и политиков. Последние комментарии американцев разного ранга только подтверждают: революции в Египте и Тунисе, волнения в других государствах региона отвечают интересам Соединенных Штатов. Никто не скрывает, что Вашингтон поддерживает революционные массы, которые сметают правящие режимы один за другим, потому что революционные массы якобы ратуют за демократию. Однако даже поверхностный анализ говорит, что качественный состав революционеров очень меняется от страны к стране, и не могут все эти люди исповедовать единые цели. Мало того, демократия, о которой толкуют в США, в том виде, в каком в Штатах понимают демократию, попросту невозможна в исламском мире. Что доказывает: основной целью участия и поддержки волны революций на Востоке является установление контроля за территориями стратегического расположения.

Третье тысячелетие началось парадом "цветных" революций. У же второй десяток лет по всему миру с помощью интернета (социальные сети и блоги) и мобильной связи организуются группки политически активных людей, к которым присоединяются то ли единомышленники, то ли подкупленные люди. Эти группы растут и растут, после чего представители власти оказываются перед выбором: или начать репрессии, или уйти. Международное сообщество, между тем, активно угрожает властям разного рода санкциями в случае силового подавления ситуации. Как показывает практика в Белоруссии, если правитель не боится использовать силу, ответные меры, в краткосрочной перспективе, казалось бы, малоэффективные, в среднесрочной и даже долгосрочной оборачиваются упадком экономики и проблемой с инвесторами и банками. Фактически, страна попадает в полублокаду (полноценную блокаду в условиях глобализации устроить трудно). Для Белоруссии, у которой есть форточка в Россию, эта полублокада не так опасна, т.е., на реализацию революционного сценария понадобится дополнительное время. У Ирана, который обладает значительными ресурсами, блокада в виде санкций пока что тоже не привела к волнениям голодного народа. Именно поэтому Иран, активно развивающийся на базе этих ресурсов, является костью в горле американских стратегов. После падения Ирака Иран остался единственным антиамериканским государством в регионе, по сути, флагманом исламского сопротивления США. Падет Тегеран - с более мелкими странами говорить будет проще. Это и сейчас не слишком сложно, но приходится все же слишком серьезно тратиться на дипломатию, что ведет к потерям времени, которое, как известно, есть деньги. После того, как у той же Ливии исчезнет пространство для маневра, и она окажется в окружении проамериканских стран не только территориальном, но и идеологическом, у ливийцев никто не спросит мнения о судьбе их страны. Им об этом расскажут по телефону, если они будут себя хорошо вести и слушаться представителей Дяди Сэма.

Современные войны давно ведутся в головах у людей. И отечественные энтузиасты свободы и демократии, по сути, являются проводниками той же самой линии на контроль за чужими ресурсами. Затраты на борьбу за демократию значительно меньше, чем затраты на войну. Америка уже поистратилась в Ираке и Афганистане. Больше таких ошибок она не повторит. Теперь она будет искать "сотрудничества между народами", согласно официальной формулировке Нобелевского комитета. А каков будет итог этого сотрудничества для его субъектов, никого не волнует. Главное - это демократия и мир во всем мире.

nbsp;RIN 2000-