Российская Информационная Сеть
27 февраля, 14:32

Интеллигенция и арабские "революции"

Интеллигенция и арабские "революции" Нынешние арабские интифады, или, как принято их называть, революции - проявление народной воли, но уже не в тех, классических, упаковках, в которых они являлись на свет, скажем, в начале ХХ века.

Ядро политического восстания, как мы помним из учебников, - организация профессиональных революционеров, перерастающая в правящую партию. "Руководителя и организатора наших побед" - как на разных языках величали эту политическую структуру на всех континентах.

В Тунисе и Египте революции совершаются сегодня молодыми, технически, точнее, "компьютерно подкованными", людьми и, как выяснилось, не нуждающимися в том, чтобы в их головы кто-то со стороны привносил бунтарские идеи. Все сделали интернет-технологии. Всех обучили, сплотили и вывели на улицы. Смычку рабочего класса и трудового крестьянства - залог непременного успеха, по видению классиков марксизма, давно отменили. Роль интеллигенции в народных выступлениях, как прежде, у классиков, так и нынче, не определена. Хотя, воспевая пролетариат, нет-нет и говорили: без интеллигенции вы, ребята, никуда. Хоть она, всего лишь, прослойка...

В Египте и в Тунисе мы не вправе спросить с арабского интеллигента за то, что он так предан власти, которая только и делает, что в своих корыстных интересах вычерпывает до дна интеллектуальные способности и возможности "прослойки". В целом, и культуры, которую "прослойка" создает. Не вправе просить определиться с позицией по отношению к интифадам, расшатывающим диктаторский трон во имя торжества демократии. Интеллигенция предпочитает оставаться в стороне, хотя осознает, что культура и творчество взаимосвязаны. Рождены движениями души и романтической мечтой. Потому и должны служить народу, которого ведут в революцию именно мечта и романтическая устремленность к справедливости и идеалу жизни. А интеллектуалы на "арабскую улицу" не пошли. И когда накал страстей и волнений стал угасать, поутихли желания все смести и поставить с ног на голову, их хватились: "Господа, ваше отсутствие вызывающе". Высказываются и сожаления: ученые, историки, артисты, художники, философы, поэты, музыканты могли бы придать выступлениям политический вес, значимость, гармонию. Кто знает, может, и не было бы тогда всплесков хулиганства, мародерства и анархии, которыми так наэлектризована любая толпа. Даже благородно мотивированная.

Совершенно очевидно, что в наши дни возрастает потребность в усилении интеллектуальной роли в жизни общества, ибо интеллигент, даже совсем неприметно живущий, воспринимается как бросающий вызов всем нам, поскольку он отличен от других и обладает великим потенциалом - творческим мышлением. Он тоньше и болезненней воспринимает вызовы окружающего нас океана, именуемого социумом. В отличие от других, он может переложить эту боль на музыку, выразить в стихах, изобразить на холсте. И эти творения убеждают более, чем изощренные пропаганды, учения и доктрины. И никому не дано так эмоционально, образно выразить свое отношение к власти, политике, религии, как это может творческая личность.

Все режимы на протяжении истории хорошо понимали, с каким благодатным и благородным материалом имеют дело, и без зазрения совести присваивали таланты, принуждали небом одаренных людей служить себе, но не народу. Нынешние министерства культуры в арабских странах подхватили почин, эксплуатируя интеллектуалов в угоду режимам, заставляя их воскуривать фимиам деспотам и диктаторам, которые, опираясь на культуру, мнят себя властителями народных дум и чаяний.

Можно истолковать поведение интеллигенции иначе. Ее давно приручили, выдрессировали, она интегрирована во власть, научилась ладить с режимом. Молодых людей в Тунисе и Египте на улицы вывело желание жить достойно. Интеллектуалы и политические "крутые лбы" оказались невостребованными. Интеллигенция почувствовала себя ненужной в политическом противостоянии между народом и режимом. Не вышла на площадь. По сути, повела себя не нейтрально, а как антинародная сила, что и услышала в свой адрес от молодых революционеров.

Чтобы отвлечь гнев людей от власти, культура ведет "непримиримую войну против иностранного вмешательства", козней неких внерегиональных сил, вынашивающих идеи свержения "законных народных избранников", тратя на всю эту мелкую суету душевные силы и таланты, дарованные небом. Они пытаются взбудоражить молодежь патриотическими идеями, убеждениями, что кровь, пролитая за страну, праведная. Не в кулуарах ли министерства культуры родился изуверский лозунг: "Мы готовы сложить свои головы и да здравствует Отчизна"!

Молодые сами прочувствовали, что их душат нищета и безработица, не ликвидировав которые, трудно ощутить себя людьми. Их отвращает пустословие интеллигенции с ее патриотическими лозунгами, они понимают, что кровь, жертвенность отбрасывают страну в средневековье. "Не кровь, но пот" - новый лозунг революции на площади Тахрир, все ставящий на свои места. Не кровь, но пот выведут страну из отсталости в новую цивилизацию, в процветание, в достойную жизнь, где человек становится гражданином.

Не увидишь интеллигенцию на площадях и улицах Египта, Туниса, Ирака, где бушует революционная молодость. Ибо забыла она свое прямое предназначение исцелять души, нести людям мир, любовь, пробуждать в них чистые помыслы и светлые мечты...

nbsp;RIN 2000-