Российская Информационная Сеть
15 мая, 18:44

Схемы финансового контроля над третьим миром дают сбой

Схемы финансового контроля над третьим миром дают сбой На фоне других громких событий в мире довольно незаметно, по крайней мере, для российских СМИ, проходит скандал с Нобелевским лауреатом Мухаммадом Юнусом из Бангладеш.

Нобелевскую премию Юнус получил в 2006 году "за попытки инициировать экономическое и социальное развитие снизу". Так Нобелевский комитет расценил деятельность Мухаммада Юнуса по микрокредитованию, развитию сельского хозяйства, местного самоуправления и повышению экономической активности женщин на его родине.

На фоне других громких событий в мире довольно незаметно, по крайней мере, для российских СМИ, проходит скандал с Нобелевским лауреатом Мухаммадом Юнусом из Бангладеш. Нобелевскую премию Юнус получил в 2006 году "за попытки инициировать экономическое и социальное развитие снизу". Так Нобелевский комитет расценил деятельность Мухаммада Юнуса по микрокредитованию, развитию сельского хозяйства, местного самоуправления и повышению экономической активности женщин на его родине.

Надо заметить, что цели и последствия данной деятельности некоторыми экспертами оцениваются довольно неоднозначно. Так, российский публицист Сергей Голубицкий посвятил им статью "Семь хлебов", в которой охарактеризовал подход, принёсшего Мухаммаду Юнусу известность финансового инструмента следующим образом: "За внешне рациональной заботой о гигиене и быте сельских жителей скрывается такое зловещее мальтузианство, такой откровенный механизм разрушения традиционного общества и извращения жизненных ценностей, что просто не верится: как такая инициатива могла ввести в заблуждение миллионы честных и здравомыслящих людей не только на Востоке, но и на Западе... Система обеспечения долговой ликвидности банка "Грамин" заключается в круговой поруке. Смысл ее состоит в том, что кредит никогда не предоставляется отдельному индивиду, а лишь тому, кто добровольно объединяется в т. н. "группу солидарности". Стандартная "долговая ячейка" "Грамина" состоит из пяти человек. При этом кредит предоставляется не всем пятерым, а только двоим из них. Шанс остальных на получение низкопроцентного займа полностью определяется усердием уже облагодетельствованных участников (на практике - участниц) "долговой ячейки" в еженедельном возврате процентов: вернут вовремя, получат деньги и другие, не вернут - фигушки!

Не удивительно, что члены "группы солидарности" являются одновременно и взаимопоручителями кредита, и его гарантами, а при необходимости и вышибалами. Критики банка "Грамин" (Grameen Bank) обожают рассказывать историю о том, как разъяренные участницы деревенских "долговых ячеек" срывали крыши в сезон дождей с домов своих нерасторопных товарок за задержку выплат по кредитным обязательствам.

Ради упрочения внутрикорпоративной спайки в "группах солидарности" банк "Грамин" разработал специальную хартию - т. н. "16 решений", под которыми в обязательном порядке необходимо подписаться для получения микрокредита. Это документ уникальный и сам по себе достойный Нобелевской премии мира, поскольку является лучшим изобретением для укрепления неоколониальной системы снизу".

Эти оценки прозвучали в 2007 году. Тогда же консульство США в индийской Калькутте направило в Госдепартамент депешу о беседе, состоявшейся между генеральным консулом Соединённых Штатов Генри Джердайном (Henry Jardine) и Мухаммадом Юнусом. Спустя три года депеша была опубликована проектом WikiLeaks.

В служебном документе передавалось содержание беседы Генри Джердайна (к слову - бывшего консульского работника посольства США в Бангладеш) с доктором Юнусом. В этом разговоре Нобелевский лауреат "выразил сильный интерес" к тому, чтобы заняться политикой в Бангладеш, выразив поддержку переходному правительству, осуществлявшему власть в тот период, и критически отозвавшись о "двух леди" - прежнем премьер-министре Бангладеш Халеде Зия, представлявшей Националистическую партию, и Шейх Хасине, представительнице Авами-Лиги, которая должна была занять пост премьер-министра в 2008 году. Доктор Юнус сказал, что после того как он обратился 11 февраля того года к общественности с открытым письмом, многие в Бангладеш поддержали его стремление сформировать новую политическую партию, которая "могла бы преодолеть разрыв между ведущими политическими силами страны", "едва не привёдший к гражданской войне" и эффективно бороться с "разъедающими Бангладеш коррупцией и плохим управлением".

Можно заметить, что 2007 год был потенциально довольно благоприятным для начала политической карьеры Мухаммада Юнуса, которая могла бы привести его в премьерское или президентское кресло родной страны. Переходное правительство в это время возглавлял многолетний сотрудник Всемирного Банка Фахруддин Ахмед, назначенный своим родственником, президентом страны Ияджуддином Ахмедом. Всемирный Банк выступает партнёром международной сети Grameen Foundation, распространяющей опыт микрокредитования в странах "третьего мира". В самом бангладешском "Грамин-Банке" формальными собственниками выступает энное количество сельских жителей, в подавляющем большинстве - женщин. Учитывая, что только с 2005 года ежегодно по линии программ развития ООН (в которых доктор Юнус выступает в качестве почётного консультанта) и грантов западных, в первую очередь американских, организаций, в том числе финансируемых из государственного бюджета, в Бангладеш направлялись миллионы долларов на развитие свободных СМИ и политической активности женщин, - можно предположить, что Мухаммад Юнус рассчитывал на серьёзную поддержку из-за рубежа, административный ресурс в самом Бангладеш и развитую на базе многолетней деятельности его финансовых программ и структур социальную базу.

Очевидно, были сделаны некоторые шаги, "расчищавшие пространство" для новой политической силы - переходным правительством был произведён ряд громких арестов по обвинению в коррупции. Однако политическая звезда Мухаммада Юнуса в Бангладеш так и не взошла.

Кризис переходного правительства и вступление в должность премьер-министра Шейх Хасины произошли на фоне смены президента, мирового финансового кризиса и кризиса регионального экономического. Он больно ударил по сельскому хозяйству Бангладеш, в котором задействованы до 80% населения страны. Разом совпали последствия использования генномодифицированных семян, нерациональной эксплуатации земельных ресурсов, спад спроса на выращиваемый ради экспорта рис и нехватка не выращиваемой ради риса пшеницы, кризис системы микрокредитования по схеме "Грамин", введённой в стране специальным законодательством в 1983 году и не выдержавшей в итоге испытания количеством кредиторов. На фоне разорения и растущего недовольства населения, ведущие светские партии пошли на сближение с набирающими популярность фундаменталистами.

Ещё в переправленной в 2007 году из Калькутты депеше отмечалось, что доктор Юнус недоволен договорённостями Авами-Лиги с мусульманскими партиями, в которых Шейх Хасина взяла на себя обязательство не принимать законов, противоречащих шариату. Можно предположить, что это напрямую связано с весьма негативным отношением шариатского права к схемам, подобным предложенным Мухаммадом Юнусом.

В связи с этим любопытен факт поднявшейся в последние год-полгода волны недовольства против системы микрокредитования Grameen в странах, где она применяется. В тех из них, которые относятся к числу мусульманских, растёт популярность и интерес к "исламскому кредитованию". Его гораздо более медленный подъём начался примерно в то же время, что и системы Grameen, но на сегодняшний день в общей системе исламского банкинга он достиг такого потенциала, что по оценкам некоторых "конспирологов", именно угроза обретения исламскими банками карт-бланша обусловила участие некоторых кругов Запада в "арабских революциях".

Однако сам Мухаммад Юнус официально заявил, что его мартовское отстранение от руководства банком "Грамин", инициированное некогда гарантировавшим его программы микрокредитования Центральным Банком Бангладеш, связано именно с его стремлением создать политическую партию. Руководство Банка Бангладеш в свою очередь заявляет, что доктор Юнус обвиняется в финансовых нарушениях. Эти обвинения последовали за неудачей иска о клевете, поданного против Юнуса одним из бангладешских политиков ещё в 2007 году, но рассмотренного только в январе 2011. Более того, обвинения в нарушениях со стороны Банка Бангладеш получили огласку лишь после того, как предварительное следствие "не выявило" подтверждений обвинениям в финансовых махинациях, выдвинутых в адрес Мухаммада Юнуса в документальном фильме, продемонстрированном на норвежском телевидении. Внимание норвежских документалистов финансовые дела доктора Юнуса привлекли, видимо, после того, как он в сентябре 2009 года высказал претензии к норвежской Telenor, требуя передать дивиденды от акций бангладешского сотового оператора Grameen Phone акционерам, то есть - в фонды Grameen Bank.

Вопрос, который может поставить сторонний наблюдатель, заключается в том, стоит ли расценивать кампанию против Мухаммада Юнуса как некий антизападный поворот в политике бангладешского правительства?

Вряд ли стоит давать столь однозначные оценки. Правящая элита Бангладеш не изменилась, его нынешние руководители - представители всё тех же кланов, которые меняют друг друга у руля с момента обретения страной независимости, но полностью властные коридоры не покидают. Это всё те же круги и даже лица (включая действующего премьер-министра Шейх Хасину), которые некогда поддержали внедрение в Бангладеш схем микрокредитования, связанных с именем Мухаммада Юнуса.

Не меняется кардинально и характер бангладешской экономики. Страна по-прежнему экспортирует больше, чем импортирует и поэтому зависима от субсидирующего её иностранного капитала. Развитие же экспорта связано опять же с зависимостью от иностранного капитала и рынков более развитых стран, так как бангладешский экспорт заключается в сельскохозяйственной продукции и дешёвых, благодаря дешевизне местного труда и прочих издержек, товарах. Производства, соответственно, в большой степени принадлежат или контролируются зарубежными компаниями. Благодаря такому экспорту Бангладеш и является одним из бенефициариев торговых льгот со стороны Евросоюза, причём критерием является низкий уровень доходов на душу населения в Бангладеш. Он же обеспечивает и низкую стоимость экспортного производства интересующих европейских потребителей товаров в этой стране.

Основным экономическим партнёром Бангладеш пока что выступает однако, Индия. И она, как и Бангладеш, несмотря на текущие экономические затруднения у последнего, в ряду других стран была недавно отнесена аналитиками такой авторитетной западной структуры как Citigroup к числу Генераторов глобального роста (Global Growth Generators, 3G). Данную аббревиатуру Уильям Бьютер и Эбрахим Рабари предлагают использовать взамен предложенной некогда экономистом Goldman Sachs Джимом О?Нилом аббревиатуры БРИК(С).

Прогнозы "блестящего роста" для бангладешской экономики из уст сотрудников мировой финансовой элиты могут, условно, рассматриваться руководством Бангладеш двояко - либо как обнадёживающие, либо как угрожающие. Но в любом случае, попытка лишить Мухаммада Юнуса социально-экономических рычагов воздействия на обстановку в стране может стать звеном в смене политического и экономического курса лишь с том случае, если, во-первых, правящая элита Бангладеш разочаровалась в союзе с Западом (вариант: с США), во-вторых, рассчитывает на иные "центры силы".

Итак, стратегический ли шаг отстранение доктора Юнуса или частный? Попытка ли это власти нейтрализовать опасного конкурента (или наказать "зарвавшегося" банкира) либо последуют также и изменения в экономической и социальной политике, включая схемы микрокредитования, а то и его идеологии?

В конце концов, полностью ли по своей доброй воле власти Бангладеш пошли на преследование Нобелевского лауреата?

Государственный департамент США и председатель комитета по внешним отношениям американского Сената Джон Керри уже выразили "глубокую озабоченность" "попытками бангладешского правительства отстранить Мухаммада Юнуса от руководства Grameen Bank", также как и CGAP - структура Всемирного Банка, ответственная за обеспечение доступа масс населения мира к финансовым услугам и покровительствующая микрокредитованию по схеме "Грамин".

Если это не дежурные фразы, а действительно давление на бангладешское правительство, "препятствующему своей коррумпированностью честному бизнесу и демократии", то ближайшее развитие событий, возможно, покажет, предстоит ли Мухаммаду Юнусу стать "козлом отпущения" за грехи "Грамин-подхода" к микрокредитованию, жертвой инстинкта политического самосохранения властей либо победителем в борьбе с коррупцией.

nbsp;RIN 2000-