Российская Информационная Сеть
24 мая, 19:16

Россия пытается защититься от ПРО письменными гарантиями

Россия пытается защититься от ПРО письменными гарантиями По данным The New York Times, Россия добивается письменных гарантий того, что элементы системы противоракетной обороны, размещаемые в Европе США и НАТО, в будущем не будут угрожать России.

Соединенные Штаты, НАТО и Россия вовсю ведут переговоры по поводу более широкой темы сотрудничества в области противоракетной обороны.

На первый взгляд кажется, что требование России разумно и обоснованно, потому что системы противоракетной обороны не являются наступательными и по сути своей не представляют угрозы какой-либо территории или какому-либо государству. Однако поверхностный взгляд обманчив - потому что российские заявления прошлого года, особенно в контексте нового Договора о стратегических наступательных вооружениях (Новый договор СНВ), определяют системы противоракетной обороны как "угрозу" для России, если эти ракеты смогут противостоять российским наступательным ракетам. На этом основании США и НАТО должны отклонить требование России о письменных гарантиях.

Есть две причины, почему США и НАТО должны отклонить это требование России. Первая имеет отношение к поиску новых, времен после холодной войны, основ для стратегической стабильности. Вторая связана с возможностями систем противоракетной обороны отражать самые разные угрозы.

1. Стабильность в период после холодной войны. Во время холодной войны США и Советский Союз (по крайней мере на словах) определяли, что поддержание стратегической стабильности между двумя противниками лучше всего возможно осуществить, оставляя обе стороны уязвимыми для ядерных атак со стороны другой. Это политика взаимной уязвимости основывалась на двух основных характеристиках холодной войны. Во-первых, США и Советский Союз были идеологическими и политическими противниками. Во-вторых, обе страны были доминирующими силами биполярного мира. Нынешнее требование России, чтобы возможности США и НАТО в плане противоракетной обороны (ПРО) не представляли угрозы для России, представляет собой попытку продлить эту концепцию холодной войны. Но это было бы неправильно.

США, НАТО и Россия более не являются идеологическими противниками, и нет никаких причин, чтобы эти отношения основывались на взаимных угрозах. Помимо этого, мир уже не является биполярным. Сравнительно простая и прямая концепция поддержания стабильности посредством уязвимости разбивается о трудности разрастающегося мира. То, что казалось стабилизирующим фактором во времена холодной войны, становится все более, наоборот, дестабилизирующим по мере того, как ядерное оружие и средства его доставки все больше распространяются по миру. США, НАТО и Россия должны установить новую концепцию стабильности, основанную на защите самих себя от средств стратегической атаки.

2. Защита от нероссийских ракет. Вторая причина, по которой Соединенные Штаты и НАТО должны отклонить российское требование, включает в себя неотъемлемое требование создание эффективной системы противоракетной обороны. Если эта оборона будет эффективна против нероссийской ракетной угрозы, то она будет по крайней мере минимально эффективна и против российских ракет. США и Россия пошли по этому пути в попытке отделить противоракетную оборону для отражения нероссийских ракет от обороны от российских ракет в 1990-е годы. Эти соглашения рассматривались как демаркационные соглашения, в которых в отношении систем противоракетной обороны, которые могли бы быть эффективными против российских ракет, вводились крайние ограничения, а в отношении систем, которые могли справляться с ракетами нероссийского происхождения, никаких ограничений не вводилось. Эти демаркационные соглашения так никогда и не вступили в силу, потому что американский конгресс выяснил, что администрация Клинтона соглашалась с ограничениями, накладываемыми на возможности противоракетных оборонительных систем, предназначенных для борьбы с ракетами вне России, с тем, чтобы убедиться, что у них не было излишних возможностей в плане противодействия российским ракетам. Оставить США и НАТО уязвимыми для российских ракет будет означать, что и для ракет из других источников они тоже останутся уязвимыми.

По этим причинам переговорщики США и НАТО должны направить Россию в сторону другого соглашения по сотрудничеству в области противоракетной обороны. Это соглашение должно подтвердить право всех сторон на самозащиту от стратегических атак с использованием наилучших из их возможностей, на основе принципа неагрессивности. Это соглашение позволит США и НАТО согласиться с заверениями, что противоракетные системы не будут направлены против или представлять какой-либо угрозы территории любой страны, включая Россию. Достижение подобного рода соглашения обязательно требует отклонения нынешнего российского требования.

nbsp;RIN 2000-