Российская Информационная Сеть
25 мая, 09:16

В суде над Ходорковским проигнорировали слова Медведева

В суде над Ходорковским проигнорировали слова Медведева Мосгорсуд, рассматривая кассационную жалобу на приговор по второму делу ЮКОСа, предпочел не заметить недавнее заявление президента Дмитрия Медведева о том, что выход Михаила Ходорковского на свободу ничем не опасен для общества.

В результате суд снизил срок экс-руководителям ЮКОСа всего на год. Теперь им осталось находиться в заключении до 2016 года.

Как сообщила накануне адвокат Платона Лебедева Елена Липцер, осужденные уже могут просить об условно-досрочном освобождении (УДО). Сделать это позволяют отбытые сроки, ведь Лебедев был арестован 2 июня 2003 года, а Ходорковский - 25 октября 2003 года. По закону бывшие руководители ЮКОСа, признанные виновными в хищении нефти, имеют право просить об УДО после истечения половины срока заключения.

Однако адвокат отказалась комментировать возможность подачи Ходорковским и Лебедевым прошения об условно-досрочном освобождении, передает РИА "Новости". Как отмечают СМИ, защита и правозащитники рассчитывали на то, что высказывание президента Медведева относительно выхода на свободу Ходорковского сможет повлиять на решение Мосгорсуда при рассмотрении кассационной жалобы.

На пресс-конференции в Сколково 18 мая глава государства на вопрос, опасен ли чем-то выход экс-главы ЮКОСа из тюрьмы, не стал распространяться на эту тему и ответил одним предложением: "Абсолютно ничем не опасен". Причем если адвокаты отнеслись к этой фразе с осторожностью, правозащитники восприняли ее как сигнал перед решающим заседанием Мосгорсуда.

Как отмечает газета "Ведомости", даже если Ходорковский и Лебедев откажутся от права претендовать на УДЛ и выйдут на свободу осенью и летом 2016 года, еще шесть следующих лет по Уголовному кодексу они будут считаться судимыми, что поражает их в некоторых правах, в том числе быть избранными в депутаты.

Осужденные и их защита в кассационной жалобе требовали отменить приговор и закрыть дело в связи с отсутствием события преступления. Как отмечали адвокаты, в ходе процесса в Хамовническом суде не было доказано причинение ущерба потерпевшим, были проигнорированы показания свидетелей защиты, а также не учтено то, что пять лет назад экс-руководителей ЮКОСа судили за те же деяния.

Как пишет газета "Коммерсант", сразу после начала заседания Лебедев попросил дать ему возможность сопровождать свое выступление демонстрацией документов на слайдах, но председатель суда Владимир Усов ему в этом отказал. Затем одна из судей изложила суть дела, напомнив, что Ходорковский и Лебедев приговором Хамовнического суда были признаны виновными в хищении всей нефти, добытой ЮКОСом в период с 1998 по 2003 год, и легализации полученных доходов, в связи с чем приговорены к 13,5 годам заключения каждый. С учетом сроков, полученных ими по первому делу, рассмотренному Мещанским судом, Хамовнический суд путем частичного сложения наказаний приговорил их к 14 годам заключения.

Михаил Ходорковский в своей речи заявил, что "абсурдность обвинения и приговора настолько очевидна, что для независимого суда было бы более чем достаточно, чтобы прекратить дело о хищении нефти за полным отсутствием состава события преступления". По словам Ходорковского, никакого ущерба "миноритарным акционерам добывающих "дочек" не могло быть, поскольку в том же приговоре на третьей странице прямо признается, что ЮКОС контролировал 100% их акций". Похитить же нефть, снова напомнил осужденный, было в принципе невозможно. "Нефть не исчезала ни физически, ни по документам, что также признается в приговоре", - подчеркнул экс-глава ЮКОСа.

"Маразмом" назвал экс-глава ЮКОСа попытку обвинения вменить подсудимым вместо хищения нефти хищение прибыли. "У потерпевшего не бывает прибыли от реализации похищенного, - сказал он, - а в приговоре прямо написано, что прибыль потерпевших от реализации похищенного только за два года 2001-2002 годы составила 30 млрд рублей". Ходорковский призвал суд объективно оценить доводы защиты, поскольку "правовое государство не только не бывает без честного суда, а, напротив, с него начинается".

Платон Лебедев, в свою очередь, заявил: "Нам вменяют, что мы закупали нефть у "дочек" по заниженной цене на российском рынке,- возмутился он.- Но ведь никого не удивляет, что цена бананов в Африке ниже, чем на рынке в Москве!"

Однако прокурор Валерий Лахтин, несмотря на доводы осужденных и их адвокатов, попросил только снизить в приговоре вес похищенной, по версии следствия, нефти с 347 млн до 218 млн тонн, а ее стоимость оценить не в 892,4 млрд рублей, а в 824,4 млрд рублей. Никаких обоснований таким корректировкам обвинение не дало, попросив оставить приговор без изменений.

Как заявил адвокат Михаила Ходорковского Вадим Клювгант, защита обжалует приговор в порядке надзора в Мосгорсуде, а после этого, если понадобится, и Верховном суде. В ближайшее время Ходорковского и Лебедева доставят в колонию.

По словам источника "Ведомостей" в правоохранительных органах, возможно, экс-главу ЮКОСа направят не в Краснокаменскую колонию, где он сидел ранее, а в другое место заключения. Как сообщали СМИ, в апреле заключенные колонии N10 города Краснокаменска Забайкальского края сожгли там жилые корпуса.

По словам адвокатов, в течение десяти дней после получения администрацией следственного изолятора уведомления суда о вступлении приговора в силу Ходорковский и Лебедев должны быть этапированы к месту отбытия наказания.

nbsp;RIN 2000-