Российская Информационная Сеть
27 мая, 09:33

В Подмосковье хотят возродить советский коллайдер

В Подмосковье хотят возродить советский коллайдер Судьба крупнейшего советского ускорительного проекта - протон-антипротонного коллайдера УНК, строительство которого в подмосковном Протвино было заморожено в 90-е годы, вероятно, будет решена в 2013-м году.

Об этом заявил главный научный секретарь Национального исследовательского центра "Курчатовский институт" Михаил Попов.

Знаменитый коллайдер УНК (ускорительно-накопительный комплекс) начали строить на базе Института физики высоких энергий (ИФВЭ) в 1980-е годы. По своим параметрам он был практически близок к нынешнему Большому адронному коллайдеру (БАК) в ЦЕРНе: энергия пучков протонов в нем должна была достигать 3 тераэлектронвольт. Проектная энергия пучков протонов на БАКе -7 тераэлектронвольт, в настоящее время он работает на энергии 3,5 тераэлектронвольт.

Ожидалось, что самый мощный из существующих российских ускорителей протонов - У-70 мощностью 70 гигаэлектронвольт, расположенный в Институте физики высоких энергий, должен был стать "разгонной ступенью" для УНК.

Пока существовали имперские возможности по реализации суперпроектов, успели построить 21-километровый кольцевой туннель на глубине 60 метров, но затем стройка остановилась, а тоннель был надолго законсервирован.

И вот теперь в подмосковном городе Протвино "Курчатовский институт" намерен возродить и даже модернизировать уникальный протонный ускоритель, законсервированный 20 лет тому назад, сообщил представитель института.

На данный момент ведутся консервационные работы в тоннеле.

Ранее планировалось использование тоннеля для задач физики высоких энергий и космических лучей. Прорабатывался вариант размещения нейтринного детектора для изучения осцилляций нейтрино. Однако, ускоритель, возможно, будет возрожден в его целевом назначении.

Кстати, по словам заместителя директора НИИ ядерной физики (НИИЯФ МГУ) Виктора Саврина, координатора российского участия в проекте создания БАКа, уникальный российский протон-антипротонный коллайдер УНК, будь он реализован тогда, мог бы сделать создание Большого адронного коллайдера ненужным, поскольку он дал бы ответы на вопросы, ради разрешения которых создан БАК.

Сам Институт физики высоких энергий был организован в подмосковном Протвино в 1963 году. В состав его ускорительного комплекса, крупнейшего в России, входят линейный ускоритель на энергию 30 мегаэлектронвольт, протонный синхротрон на энергию 1,5 гигаэлектронвольт и протонный синхротрон У-70 на энергию 70 гигаэлектронвольт.

На ускорительном комплексе ИФВЭ впервые было положено начало широкому международному сотрудничеству в области физики высоких энергий с участием Объединенного института ядерных исследований в Дубне, Европейской организации ядерных исследований (Швейцария, ЦЕРН) и других университетов и лабораторий, которое успешно продолжается и в по сию пору.

На вопрос, может ли коллайдер в Протвино стать "русским БАКом", в интервью KM.RU рассказал доктор физико-математических наук, замдиректора Института теоретической и экспериментальной физики (ФГУП ГНЦ РФ) Александр Александрович Голубев:

Конечно, это был очень хороший проект начала 1980-х годов. И если бы мы его тогда осуществили, он позволил бы нам выйти в лидеры в этом вопросе. Энергия протвинского коллайдера была больше, чем на других ускорителях. Задумывалось 3 ТэВа (суммарная энергия в системе центра масс). Если смотреть на Большой адронный коллайдер, то сейчас он выдает 3,5 ТэВа, хотя реально может выходить и 7 ТэВ.

Советский коллайдер - это был отличный проект. Длина туннеля советского коллайдера превышала длину кольцевой линии метро в Москве. По тогдашним деньгам, проект тянул на один миллиард рублей (на нынешние деньги - это миллиард долларов США). Этот проект был очень хороший и прорывной для того времени, но, к сожалению, судьба этого проекта печальна.

Старт был замечательный, средства были вложены приличные, но финиш, как сами знаете, - не очень. Когда Советский Союз рухнул, мы пытались реализовать хотя бы одно кольцо из двух запланированных, однако, все это потихонечку заглохло. Самое главное, все это было сделано вовремя, и, увы, был упущен шанс выйти на лидирующие позиции в области физики высоких энергий. Если бы был реализован советский проект, то наш коллайдер был бы лучше нынешнего американского "Теватрона".

Однако стоит отметить, что ученые, работающие в Институте физики высоких энергий в Протвино, сейчас делают все возможное для того, чтобы возродить этот коллайдер настолько насколько это возможно.

nbsp;RIN 2000-