Российская Информационная Сеть
27 мая, 18:01

Россия согласилась обсуждать будущее Ливии без Каддафи

Россия согласилась обсуждать будущее Ливии без Каддафи Полномасштабная гражданская война в Ливии продолжается уже три месяца. Больше двух месяцев назад в конфликт вмешались силы западной коалиции.

Все это время Россия осторожно осуждала применение силы, но с конкретными шагами не торопилась. И лишь в конце мая стало очевидно, что Москве, сумевшей сохранить статус нейтральной стороны, придется присоединиться к международным усилиям по урегулированию конфликта и сыграть в дипломатическом процессе роль посредника.

23 мая в Москве состоялась встреча министра иностранных дел России Сергея Лаврова с представителем Национального переходного совета Ливии Абдуррахманом Шалькамом. Как впоследствии пояснил член правительства, Москва признала НПС легитимным партнером по переговорам, но не единственным легитимным правительством Ливии. Из этого можно было сделать вывод, что Россия по-прежнему считает законной властью Ливии правительство полковника Муаммара Каддафи, не занимающего никаких официальных должностей. Впрочем, признания НПС легитимным правительством от России никто и не добивался - на это пока не пошли даже Соединенные Штаты, да и в Европе "поставили" на Совет только итальянцы и французы.

Момент вступления Россией в диалог с теми, кто до этого считался вооруженными бунтарями, пытающимися свергнуть законное правительство, знаменовал собой перелом в позиции Москвы по ситуации в Ливии. Российские дипломаты присоединились к активно участвующим в процессе урегулирования ситуации коллегам из США и Евросоюза, и можно было ожидать следующих шагов в этом направлении, тем более что приближался саммит Большой восьмерки в французском Довиле.

Уже 26 мая в ходе саммита состоялась двусторонняя встреча, на которой президент России Дмитрий Медведев и его североамериканский коллега Барак Обама обсудили вопросы, связанные с системой противоракетной обороны, безопасностью, модернизацией российской экономики, и, как упоминалось вскользь в сообщениях пресс-служб обоих президентов, ситуацию на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

Как российским, так и зарубежным журналистам, однако, удалось узнать некоторые подробности встречи. Так, Agence France-Presse в ночь на 27 мая сообщило о том, что России было сделано предложение выступить в качестве посредника на переговорах с представителями ливийского режима. Предложение это поступило на фоне послания ливийского премьера Багдади Али аль-Махмуди, который направил мировым лидерам свои предложения по мирному урегулированию: в список предложенных им мер вошли переговоры НПС с его правительством и подготовка новой конституции Ливии. Муаммар Каддафи в этом письме не упоминался в принципе, что могло быть истолковано как намек правительственных сил на готовность отказаться от поддержки полковника и исключить его из процесса урегулирования.

Газета "Коммерсантъ" 27 мая вышла со статьей "Россию призвали бомбить Ливию мирными инициативами", где также рассказывалось о сделанном России предложении, причем приводились и основные условия: Москва, по данным "Коммерсанта", должна была уговорить Муаммара Каддафи капитулировать в обмен на сохранение ему жизни. Источник издания в российской делегации рассказал, что Дмитрий Медведев в очередной раз посетовал на нарушение западными странами декларации Совбеза ООН по Ливии. Кроме того, российская сторона усомнилась в реальности достижения договоренности с Каддафи.

Уже на следующий день прозвучало сразу несколько заявлений российских дипломатов на тему участия Москвы в урегулировании конфликта. Во-первых, Россия принципиально согласилась стать посредником в переговорном процессе. Во-вторых, договариваться с самим Каддафи дипломаты не видят смысла. Спецпредставитель президента РФ по сотрудничеству со странами Африки Михаил Маргелов в беседе с РИА Новости сказал, что переговоры следует вести с адекватными фигурами в окружении полковника, а замглавы МИД РФ Сергей Рябков прямо заявил, что Муаммар Каддафи своими действиями лишил себя легитимности.

Заявления дипломатов в полной мере соответствуют содержанию телефонного разговора между Лавровым и аль-Махмуди, состоявшимся вечером в четверг. В сообщении пресс-службы МИД Муаммар Каддафи также не упоминается.

Таким образом, при посредничестве России Запад хочет добиться мирного диалога между Триполи и Бенгази с переходом к мирной жизни и перспективой сохранения единой Ливии. Ни Запад, давно отказавший Муаммару Каддафи в праве решать что-то за ливийцев, ни Россия, наконец, определившаяся по этому вопросу, ни правительство, если верить посланию аль-Махмуди, не оставляют в этой схеме места для Каддафи. А со стороны оппозиционеров давно время от времени доносятся призывы физического устранения полковника. Похоже, что выбор между удалением в изгнание и сопротивлением до последнего патрона Каддафи предстоит сделать самому.

nbsp;RIN 2000-