14 июня, 18:15

Ожирение раздражает иммунную систему

Ожирение раздражает иммунную систему Появление избыточного веса сопровождается активацией иммунной системы, клетки которой запускают воспалительный процесс.

Это вялотекущее воспаление может служить причиной самых разных недугов, сопровождающих ожирение, от диабета до сердечно-сосудистых заболеваний.

Спектр болезней, связанных с ожирением, весьма широк - это и диабет, и сердечно-сосудистые, и многие другие хронические расстройства. Как показывают исследования, многие из этих "спутников" избыточного веса могут иметь одну общую причину: постоянное воспаление, которое поддерживается в тлеющем состоянии иммунной системой.

Не последнюю роль в воспалительной реакции играют макрофаги, и роль этих иммунных клеток двояка. С одной стороны, они выделяют токсины, которые губительны для бактерий, то есть развивают и распространяют воспалительную реакцию; с другой стороны, они убирают "поле боя", поглощая мёртвую органику и выделяя вещества, способствующие оздоровлению и заживлению тканей, то есть успокаивают, "утихомиривают" воспалительный процесс. Переключателем между этими двумя состояниями у макрофагов служит фактор транскрипции KLF4. Когда этого белка в макрофагах много, клетки работают на подавление воспаления, когда мало - воспаление, наоборот, усиливается.

Исследователи из Университета Западного резервного района (шт. Огайо, США) обнаружили, что система переключения макрофагов из одного состояния в другое хорошо работает у людей с нормальным весом, но "ломается" при первых признаках ожирения. В обычном состоянии жировая ткань населена макрофагами, в которых поддерживается высокий уровень белка-регулятора, то есть такие макрофаги являются противовоспалительными. Когда объём жировой ткани начинает расти, в неё приходят клетки с низким уровнем белка-регулятора; такие макрофаги особенно чувствительны к цитокинам (сигнальным молекулам, запускающим иммунный ответ) и жирным кислотам, которые выделяют клетки жировой ткани. Воспалительные макрофаги легко "раздражаются", и это приводит к вялотекущему, незаметному на первый взгляд воспалительному процессу "на пустом месте".

Исследователи выключали белок KLF4 у мышей, что приводило к увеличению доли макрофагов-"бойцов" в иммунной системе животных. Но, что более интересно, такие мыши легче набирали вес: если их содержали на жирной диете, то за десять недель они толстели на 15% больше, чем обычные мыши, у которых этот белок в макрофагах не трогали. Эти же грызуны демонстрировали более высокую предрасположенность к диабету.

Результаты исследований опубликованы в издании Journal of Clinical Investigation.

И диабет, и проблемы с сердцем и сосудами могут иметь причиной повышенный воспалительный фон, который возникает при ожирении из-за работы макрофагов. Возможно, между избыточным весом и активацией иммунной системы есть обратная связь, и сейчас исследователи планируют эксперименты по подавлению такой чрезмерной воспалительной активности макрофагов. Есть надежда, что таким же образом удастся предотвратить и развитие диабета, возникающего при избыточном весе.

Подготовлено по материалам Университета Западного резервного района.