Российская Информационная Сеть
18 июня, 18:32

Скрещивание с неандертальцами пошло людям на пользу

Скрещивание с неандертальцами пошло людям на пользу Когда первые сапиенсы покинули Африку, они, не кончавшие университетов, были плохо подготовлены к борьбе с незнакомыми заболеваниями.

К счастью, скрещивание с другими гоминидами дало им возможность набраться генов, которые их не только защитили, но и позволили в конечном итоге расселиться по всей планете.

Прошлогодняя публикация неандертальского генома доказала, что с ними скрещивались [даже] люди. А ещё есть свидетельства того, что неандертальцы вступали в романтические отношения с другими гоминидами, в том числе с денисовцами. Повлияло ли скрещивание на эволюцию наших предков? На этот вопрос и попытался ответить Питер Пархем из Стэнфордского университета (США).

Он сосредоточил внимание на человеческих лейкоцитарных антигенах (HLAs); в это семейство входит около 200 генов, которые имеют важное значение для нашей иммунной системы. Оно также содержит некоторые из самых многоликих человеческих генов, имеющих сотни вариантов (аллелей), что позволяет нашему организму реагировать на огромное количество болезнетворных агентов и адаптироваться к новым.

Люди, которые покинули Африку, вероятно, имели очень ограниченное число аллелей HLA, ибо путешествовали, скорее всего, малыми группами. Хуже того, их HLA были адаптированы только к африканским заболеваниям.

Г-н Пархем сравнил гены HLA людей из разных регионов мира с неандертальскими и денисовскими и нашёл доказательства того, что неафриканцы подбирали новые аллели у гоминидов, с которыми скрещивались.

Например, аллель HLA-C*0702 распространён у современных европейцев и азиатов, но отсутствует у африканцев. Г-н Пархем нашёл его в геноме неандертальца и предположил, что он проник в геном человека разумного путём скрещивания за пределами Африки. HLA-A*11 имеет похожую историю: он встречается в основном у азиатов, у африканцев - никогда, и г-н Пархем обнаружил его в геноме денисовца, снова предположив, что за пределами Африки имел место интербридинг.

Учёный подчёркивает, что неандертальцы и денисовцы более 200 тыс. лет жили за пределами Африки до встречи с человеком разумным, и их HLA должны были хорошо приспособиться к местным заболеваниям.

Хотя лишь 6% неафриканского генома современного человека имеет своим источником ДНК других гоминидов, доля HLA, приобретённых в результате скрещивания, значительно выше. Половина европейских HLA-аллелей пришла к нам от других гоминидов. В Китае этот показатель возрастает до 72%, а в Новой Гвинее - превышает 90%.

Иными словами, по мере продвижения человека на восток он усваивал всё больше нужных HLA, тогда как, переселяясь на север, наши предки сталкивались с меньшим количеством заболеваний, считает Крис Стрингер из Музея естественной истории в Лондоне.

Результаты исследования были представлены на конференции Королевского общества по человеческой эволюции.

Подготовлено по материалам NewScientist.

nbsp;RIN 2000-