Российская Информационная Сеть
21 июня, 16:18

Диспетчер обвинил пилота в крушении Ту-134

Диспетчер обвинил пилота в крушении Ту-134 Служащий аэропорта Сергей Шматков до последнего убеждал экипаж злополучного рейса уйти на второй круг. Летчики решили садиться на свой страх и риск.

Диспетчер аэродрома Бесовец Сергей Шматков, который вел с земли рейс РГ-243 Москва -Петрозаводск, утверждает, что к авиакатастрофе, унесшей жизни 44 человек, привело именно неправильное решение пилота.

Чувствуя свою беспомощность (диспетчер имеет право лишь рекомендовать командиру экипажа нужные действия), опытный специалист наблюдал, как Ту-134 неминуемо движется к гибели.

- Я несколько раз попросил командира Федорова уйти на второй круг. Плохая видимость из-за густого тумана - всего 2100 метров, темнота, сложная погода! Но Федоров ответил, что будет сажать самолет вручную, на свой страх и риск, - во время рассказа Шматков отчаянно жестикулирует, словно до сих пор пытаясь переубедить своего оппонента.

Сергей сравнивает авиакатастрофу под Петрозаводском с прошлогодней трагедией под Смоленском, которая произошла с бортом президента Качиньского.

- Я не могу сказать, что на аэродроме вообще ничего не было видно, - рассуждает диспетчер. - Это называется минимальные условия видимости. В принципе, в таких условиях посадить лайнер можно.

Диспетчер вспоминает последнее, что услышал от командира экипажа Ту-134 перед тем, как машина пропала с экрана радара.

- Я прошел дальний привод, - сообщил пилот Федоров.
- На курсе.
- Понял, на курсе.

По словам Шматкова, буквально в следующую минуту он должен был уже увидеть самолет своими глазами, но этого не произошло.

- После прохода "дальнего привода" (две радиостанции, излучающие сигнал, расположенные в 6600 метрах от ВПП) борт должен был появиться в поле зрения, - говорит Сергей Валентинович. - Однако я его так и не увидел. Больше пилоты на связь не выходили.

По словам очевидцев, самолет, заходя на посадку на очень маленькой высоте, зацепил ЛЭП и потерпел крушение.

- Судя по всему, отключение света произошло именно поэтому, - предполагает Шматков. - На несколько секунд взлетно-посадочная полоса и все наши приборы обесточились, но тут же включился резервный блок. Так что отключение света не могло стать причиной катастрофы, оно как раз произошло уже во время крушения.

Диспетчер больше не видел самолет, момент крушения также был от него скрыт.

- Мне сообщили о ЧП сотрудники МЧС, - вздыхает Шматков. - Я сам не видел и не слышал ни взрыва, ни хлопка, ни пожара.

Командир экипажа Александр Федоров не дожил до своего юбилея два дня - 23 июня ему должно было исполнится 45 лет.

Свою карьеру летчика архангелец начинал с управления вертолетами в Нарьян-Маре, затем работал в печально известной компании "Аэрофлот-Норд", самолет которой разбился 14 сентября 2008 года.

Тогда катастрофа произошла при схожих обстоятельствах. "Боинг-737" вылетел из Москвы около часа ночи. В Перми он был под утро, но садился также в темноте.

Пилоты, как и в этот раз, неадекватно реагировали на указания диспетчера: при рекомендации сохранять высоту 600 метров поднимались до 900, при команде делать правый разворот - разворачивались налево и т. д.

Капитан воздушного судна Родион Медведев - тоже родом из Архангельска. Он считался опытным пилотом - на его счету было больше 3800 часов налета, но львиную долю перелетов он совершил все на тех же Ту-134.

После первого в России крушения Boeing-737 "Аэрофлот" открестился от своей дочки и с того времени она носит название "Нордавиа". Александр Федоров покинул эту компанию после того, как она отказалась именно от эксплуатации самолетов Ту-134, на которых он летал долгие годы.

В "РусЭйр" Федоров перешел 28 марта этого года из "ЮтЭйр-экспресс".

- У Александра Ивановича не было ни единого взыскания, - рассказала правоохранительным органам руководитель отдела кадров "РусЭйра". - Он получил благодарность, налетав больше 3000 часов без единого ЧП.

Кроме этой благодарности, в активе Федорова были и другие: "За многолетнюю добросовестную работу", "За многолетнюю плодотворную работу", "За добросовестное отношение к труду и в ознаменование Дня воздушного флота" и "За развитие авиации на севере".

nbsp;RIN 2000-