Российская Информационная Сеть
21 июня, 17:08

Бензиновый кризис пошел на новый виток

Бензиновый кризис пошел на новый виток В России, по всей видимости, начался новый виток бензинового кризиса. Более половины АЗС Приморья приостановили продажу бензина. А к колонкам на работающих заправках выстраиваются длинные очереди, несмотря на то что цены на топливо существенно выросли.

По данным управления Федеральной антимонопольной службы по краю, дефицит бензина вызван ограниченным предложением на товарно-сырьевых биржах. Частные компании, которых на Дальнем Востоке насчитывается 113, подали заявки на бензин, но пока его не получили. А из-за перебоев с топливом возникают проблемы при доставке бензина в регион по железной дороге. Цистерны простаивают по два - четыре дня.

Пытаясь разобраться в ситуации, ФАС уже направила запрос о причинах повышения цен на топливо сбытовым компаниям "Приморнефтепродукт" и "РН-Востокнефтепродукт", на АЗС которых стоимость бензина с мая выросла на 5%. После последнего повышения розничная цена за литр АИ-92 у компании "РН-Востокнефтепродукт" составляет 27,6 руб., а у "Приморнефтепродукта" - 27,89 рубля.

Напомним, проблемы с бензином начались в России в апреле, после озвученных премьер-министром Владимиром Путиным требований к нефтяным компаниям снизить цены на нефтепродукты. Предприниматели сделали вывод, что проще торговать на зарубежном рынке, цены на котором не регулируются. В результате в стране начался дефицит бензина, а следом за ним рост цен на него.

Сначала топливный кризис захватил Алтайский край, затем схожая ситуация начала складываться в Санкт-Петербурге, Воронеже, Новосибирске, на Сахалине, в Белгородской, Липецкой, Тамбовской и Орловской областях. В Приморье признаки топливного кризиса появились в мае. Тогда рост цен на бензин объяснялся тем, что филиал "Роснефти" компания "РН-Востокнефтепродукт" с некоторыми задержками поставляла топливо на Дальний Восток.

Пытаясь исправить ситуацию, правительство РФ решило с 1 мая повысить экспортные пошлины на бензин больше, чем планировалось - до 90% от ставки пошлины на нефть (ранее ставка исчислялась, исходя из коэффициента 0,67). Тем не менее кризис в регионах продолжил набирать обороты.

Неделю назад глава нефтяной компании "ЛУКОЙЛ" Вагит Алекперов заявил, что проблемы с топливом в РФ наконец-то закончились. "Сегодня независимые продавцы и нефтяные компании в состоянии стабилизировать топливный рынок. В настоящее время мы наблюдаем, что рынок уже насыщен нефтепродуктами, на автозаправочных станциях больше нет очередей, практически все регионы не испытывают дефицита бензина", - сказал он.

"Сегодня мы рассматриваем цену, сложившуюся на рынке России, как цену стабильности. По этой причине в наших планах нет никакого роста цен на топливо, лишь на проценты - колебания международного рынка или инфляция. Если цена нефти пойдет вниз, то и на российском рынке цены также будут снижаться", - сказал Алекперов. Виновником же кризиса он указал повышение акцизных сборов с нефтяных компаний и введение нового технического регламента.

Эксперты среди основных причин бензинового кризиса называют порочность налоговой политики, непрозрачность рынка и высокие цены на нефть, которые сделали невыгодным производство бензина для внутреннего рынка, а не на экспорт. Специалисты уверены, что простых решений для разрешения данных проблем нет, а потому напряжение на внутреннем топливном рынке будет пока только нарастать.

Придется, по всей видимости, российским автомобилистам пересаживаться на велосипеды, как это уже сделали жители ирландской столицы. Еще в 2009 г. мэрия Дублина в целях борьбы с пробками и улучшения экологической обстановки приняла решение в качестве эксперимента создать систему, позволяющую всем желающим воспользоваться велосипедом для передвижения по центру столицы. Она разместила 450 транспортных средств на 40 стоянках и призвала всех пользоваться их услугами. Идея оказалась популярной. Через 11 месяцев число воспользовавшихся новой услугой превысило миллион человек, а на сегодняшний день, спустя почти два года после запуска проекта, эта цифра уже удвоилась.

nbsp;RIN 2000-