Российская Информационная Сеть
4 июля, 11:03

"Арабская весна" с новой силой зацвела в Марокко

"Арабская весна" с новой силой зацвела в Марокко Какие бы "демократические" реформы ни принял король, оппозиция не успокаивается.

Несмотря на все усилия марокканского короля Мохаммеда VI, революционеры и борцы за демократию остались недовольны, вновь объединившись на просторах всемогущего Интернета. В воскресенье, 3 июля, сразу в нескольких городах (спасибо социальным сетям) десятки тысяч людей вышли на улицы с новыми акциями протеста. Не помогли стране ни объявленные монархом реформы, по праву считающиеся историческими, ни организованный референдум (мол, высказывайте свое мнение, кто вам не дает), ни его результаты (98,5% голосов были отданы в поддержку реформ). Такой бескровный вариант революционеров не устраивает.

На прошедшем 1 июля народном голосовании почти 100% проголосовавших поддержали предложенные королем демократические реформы, сообщает агентство Reuters. Когда волна арабских революций докатилась до Марокко, Мохаммед VI не стал, подобно ливийскому Каддафи, силой отстаивать порядок в стране, не убежал от грядущей бури, как тунисский бен Али, не сдался, как Мубарак в Египте. Он решил все сделать, как говорится, по уму. После первой же февральской волны протестов он разработал ряд реформ, которые, по его мнению, могли бы способствовать демократии и свободе народа. Ошарашенные податливостью своего короля марокканцы приветствовали предложенные изменения, а Евросоюз заявил, что в речи Мохаммеда от 9 марта есть "сигналы четкой направленности к демократии", пишет The Christian Science Monitor. Организаторы революции почуяли, что запахло жареным, и уже через полторы недели заявили, что король что-то мешкает с проведением реформ. В принципе, их понять можно: в Египте, которым вдохновились вышедшие на улицы города марокканцы, демократию установили за 18 дней. Мало-помалу протесты, в которых уже начинали гибнуть люди, сходили на нет, монарх заверял народ, что демократия уже на подходе, и в итоге пошел на еще более серьезные уступки, которые уже нельзя не назвать историческими.

Король Марокко Мохаммед VI, чья династия правит страной вот уже 300 лет, 18 июня решил наделить премьер-министра полномочиями самостоятельно назначать министров и губернаторов и даже распускать парламент. При этом назначаться премьер будет из партии, победившей на парламентских выборах путем прямого голосования, сообщает Euronews. Кроме того, решил король и наболевший вопрос о государственном языке, предложив признать оным берберский наравне с арабским. Тысячи людей высыпали на улицы марокканской столицы Рабата, приветствуя инициативу короля. Неудивительно, что все предложенные им изменения в Конституцию через две недели нашли такое масштабное одобрение у населения - 98,5% в поддержку реформ. Однако нашлись и желающие его оспорить. В воскресенье, 4 июля, в городе Танжере в 450 км к северу от столицы толпа манифестантов прошла по улицам города, скандируя: "Министр внутренних дел - лжец!". Кроме того, протестующие размахивали пустыми коробками с криками: "Пустые, пустые, урны были пустые!".

Активисты уверяют, что основная масса марокканцев вовсе не поддерживала "лживые" реформы Мохаммеда VI, а бойкотировала референдум. Официальные результаты народного голосования говорят о явке в 73,46%. По данным властей, в Танжере собрались около 1000 протестующих, тогда как там же порядка 3000 человек вышли на демонстрацию в поддержку реформ. Зоркий же глаз корреспондента британского агентства Reuters насчитал в Танжере порядка 10 000 человек, и все они якобы выступили против правительственных реформ. В Рабате, по данным журналистов, в акции протеста приняли участие 4000 человек, тогда как в МВД подтвердили участие 1500 протестующих. Активисты "Движения 20 февраля" (марокканские интернет-революционеры) уверяют также, что 20 000 их сторонников прошлись по широким проспектам крупнейшего портового города страны - Касабланки. В МВД подтвердили, что в акции приняли участие 20 000 человек, но с одной маленькой поправкой: в Касабланке прошел митинг в поддержку реформ, а не против них.

Что же не устроило марокканцев в исторических реформах монарха? По их мнению, этого недостаточно. Реформы, повергшие в дикий восторг столицу страны, вызвавшие восхищение у всей Европы и у большей части планеты, показались обиженным жизнью марокканским народным демократам недостаточно демократичными. "Мы не на овощном рынке, чтобы торговаться. Король не может предложить 80% демократии", - заявил один из координаторов "Движения 20 февраля" Элабадила Кхбихна в интервью CSMonitor. Мохаммед VI, наделив небывалой доселе властью главу правительства, оставил за собой право контролировать войска: он по-прежнему остается верховным главнокомандующим. Кроме того, любой закон, принятый в Марокко, обязательно должен быть согласован с монархом, как и кадровые решения премьер-министра. Кроме того, король по-прежнему может ввести чрезвычайное положение. Еще один немалый плюс в пользу марокканского монарха - он в мусульманской стране, а значит, имеет огромное влияние на религиозные учреждения как повелитель правоверных... В общем, власти, которую Мохаммед VI предусмотрительно попридержал, ему должно хватить, случись что. А это самое "что" в арабских странах в последнее время происходит все чаще.

Интересно, как бы развивались события в Марокко, передай монарх народу возможность контролировать армию; парламенту, который сами марокканцы обвиняют в коррупции, издавать любые законы, на которые он не мог бы наложить вето, а премьеру - невозбранно формировать правительство из "своих" людей? Неужели демократии в стране стало бы больше? Тут уж слишком бросаются в глаза интересы кого-то третьего. Марокко под мудрым управлением Мохаммеда VI пока сохраняет относительную стабильность (стоит вспомнить хотя бы его соседей по континенту и по интернет-несчастью Ливию и Тунис). Интересно, сможет ли король удержать ситуацию под контролем и дальше, или рецепты Асада и Салеха окажутся более действенны?

nbsp;RIN 2000-