27 июля, 09:37
Следственный комитет России, министерство внутренних дел и ФСБ занялись расследованием обстоятельств появления в поисковых системах личных данных пользователей различных сервисов и интернет-магазинов, пишет газета "Коммерсантъ" со ссылкой на источник в правоохранительных органах.
По словам собеседника агентства, является очевидным тот факт, что эти данные "достали" из поисковых систем (в частности, из "Яндекса") с некой определенной целью. Источник "Коммерсанта" отметил, что сообщения об утечке личных данных поступили накануне подписания президентом РФ Дмитрием Медведевым поправок к закону "О персональных данных", которое состоялось 26 июля.
Уголовная ответственность в случае возбуждения дела по факту утечек будет грозить лицам, способствовавшим появлению личных данных пользователей интернет-магазинов и клиентов сотовых операторов, пишет газета. Пока решения о возбуждении дела принято не было, однако собеседник "Коммерсанта" предположил, что оно будет заведено по статье 138 УК РФ ("Нарушение тайны переписки").
Сообщения о том, что в поисковую выдачу "Яндекса" стала попадать не предназначенная для разглашения информация, поступили в конце июля. Первоначально речь шла о текстах SMS-сообщений и номерах телефонов небольшого количества клиентов сотового оператора "Мегафон", однако уже в понедельник, 25 июля, стало известно, что с помощью специального запроса через поиск "Яндекса" можно обнаружить личные данные клиентов ряда интернет-магазинов. На следующий день в СМИ появились сообщения об аналогичной утечке с сайтов для заказа железнодорожных билетов Railwayticket.Ru.
Компания "Яндекс" объяснила, что утечка данных произошла по вине создателей сайтов, некорректно заполнивших файл robots.txt, который дает сигнал поисковику, какая информация с той или иной страницы сайта не подлежит индексации. Стоит отметить, что личные данные попали в поисковую выдачу не только "Яндекса", но и других поисковиков, таких как Google и Mail.Ru
Глава союза потребителей России Петр Шелищ ранее заявил, что возглавляемая им организация готовит общий иск к интернет-компаниям, допустившим утечку личных данных своих клиентов.