Российская Информационная Сеть
18 августа, 16:34

Природные ресурсы Арктики приведут к войне

Природные ресурсы Арктики приведут к войне Арктика станет очередным полем битвы мирового масштаба. Температура там растет быстрее, чем в любом другом месте нашей планеты, а таяние льдов будет иметь колоссальные последствия для этой крыши мира, открыв для судоходства стратегические морские пути.

Температура уменьшит ледовый покров Гренландии и подстегнет гонку по предъявлению прав на владение лежащими на дне океана богатейшими запасами природных ресурсов.

NPR исследует, что стоит на кону, кто может выиграть, а кто проиграть, и как все это способно изменить динамику мировых событий.

Сначала это кажется пятнышком на горизонте, которое немного темнее белизны арктического льда. Но вскоре с мостика корабля звучит объявление: "Белый медведь по правому борту".

Экипаж и пассажиры самого большого в составе канадской береговой охраны ледокола "Луи Стефан Сен-Лоран" торопятся на открытую палубу с биноклями и камерами наизготовку и смотрят, как ловко медведь перебирается с одной плавающей льдины на другую, быстро ныряя в чернильно-синюю воду и безо всяких усилий выбираясь наверх.

Медведь часто поднимает голову и, наклонив ее вбок, смотрит на корабль и на глазеющих сверху людей. Мощный зверь не проявляет никакого страха, только любопытство.

Наверное, это вызвано тем, что медведи редко видят корабли, идущие по Северо-Западному проходу, который представляет собой паутину водных путей в Канадском арктическом архипелаге, состоящем из 36000 островов. Сейчас середина лета, и ледокол береговой охраны, который любовно называют "Луи", впервые в этом сезоне пробирается через усеянные льдинами воды.

Но температура в Арктике растет быстрее, чем в любом другом месте нашей планеты, из-за чего плавание по Северо-Западному проходу становится все проще. Поскольку лед тает все быстрее, этот важнейший стратегический морской путь будет вскрываться ото льда на более продолжительные промежутки времени. Это весьма приятная перспектива для судоходных компаний, надеющихся сократить торговые пути и проще и быстрее добираться до таких мощных экономических исполинов как Китай и Индия, а также для стран, находящихся внутри Северного полярного круга и соперничающих за обладание нетронутыми природными ресурсами.

"Все переменится"

Сотни лет Северо-Западный проход высоко ценили как потенциальный транзитный маршрут через заполярный регион, связывающий Атлантический и Тихий океаны и способный существенно сократить расстояние для судов, идущих по длинному южному маршруту через Панамский канал. В прошлом это был трудный и опасный водный путь, и в студеных арктических водах лежит множество обломков кораблей, пытавшихся пройти по нему.

Капитан "Луи" Эндрю Макнилл (Andrew McNeill) говорит, что сейчас бороздить воды Арктики гораздо легче, чем 30 лет назад, когда он впервые начал водить суда в этих широтах.

"В мой первый сезон здесь мы 36 часов без перерыва крушили лед, чтобы пробраться через этот район. ... Были случаи, когда приходилось перекраивать график из-за задержек, связанных с плаванием по этим водам", - вспоминает он.

"Луи", идущий по водному пути, с легкостью режет полярный ледовый покров. Это зачаровывающее зрелище. Огромные глыбы блестящего на солнце льда выскакивают вертикально наверх, затем клонятся на бок и обрушиваются в воду, а после прохождения ледокола снова смыкаются у него за кормой.

Ведущий океанолог из канадского Министерства рыболовства и океанов Эдди Кармак (Eddy Carmack) тщательно отслеживает изменения в Арктике, начиная с 1969 года, когда он впервые побывал в этих местах. Он входит в состав представительной группы руководителей из сферы бизнеса, науки и из правительства, которые путешествуют на борту "Луи", ведя коллективное обсуждение проблем и будущего Арктики в поисках новых творческих идей. Корабль вышел из Ньюфаундленда на северо-востоке Канады, и идет в море Бофорта на северо-запад с остановками в Резольюте и Кембридж-Бее.

Кармак рассказывает, что лед во время нынешнего плавания выглядит так же, как и во время его предыдущих путешествий по Северо-Западному проходу, но ощущение все равно немного другое.

"Я бы сказал, что сейчас он немного мягче, он не такой грозный и труднопреодолимый, он поддается напору корабля и легко крошится. И все потому, что сам лед стал теплее", - говорит он.

Рост температуры воздуха и воды в океане ведет к тому, что льда там с каждым годом становится все меньше, и тает он на более продолжительный срок. Президент Канадского космического агентства Стив Маклин (Steve MacLean) считает, что такая тенденция сохранится на всем протяжении Северо-Западного прохода.

"Последние 15 лет он всегда открывался примерно на шесть недель в летний сезон. Сейчас мы ожидаем, что этот период увеличится. А поскольку он увеличится, здесь все переменится", - говорит он.

Обычно сезон открытой воды длился здесь с конца июля по начало сентября, иногда затягиваясь до октября.

Более длительные периоды безо льда приведут к тому, что все большее количество кораблей будет пытаться пройти по узким проливам и каналам Северо-Западного прохода, включая торговые суда, ищущие более короткие судоходные маршруты. Но на карту нанесено всего 10% Северо-Западного прохода.

Соперничество в регионе

По мере повышения температур и открытия водных путей повышается и градус спора о том, кому их контролировать. Соединенные Штаты и другие страны считают проход международным, полагая, что он просто проходит через арктический регион Канады. В связи с этим Канада не имеет права запрещать плавание по нему иностранным судам.

Но Канада называет Северо-Западный проход своим внутренним водным путем и утверждает, что имеет право управлять им и защищать его. Министр здравоохранения Канады Леона Аглуккак (Leona Aglukkaq) родом из Гжоа-Хэвен. Это маленький поселок, стоящий на берегу Северо-Западного прохода. По ее словам, суверенитет Канады над этими землями и водами Северного Ледовитого океана полностью и давно установлен.

"Наша позиция такова: эти воды канадские, и они находятся под канадской юрисдикцией и контролем. И иностранные суда могут входить во внутренние воды Канады только с ее разрешения. Такова наша позиция, и она неизменна".

В прошлом году Канада приняла новую северную стратегию, в которой особый упор делается на том, как страна будет отстаивать свои суверенные права. Сюда входит активизация научных и экологических исследований в регионе, поисково-разведочные работы, а также развитие экономики и управление в местных общинах.

Кроме того, Канада наращивает свое военное присутствие в Арктике и проводит пятилетнюю программу исследований полезных ископаемых этого региона, таких как нефть, газ и минералы. Считается, что Арктика скрывает в своих недрах более 20% общемировых запасов нефти и газа.

Генеральный директор Геологической службы Канады Дэвид Бернер (David Boerner) считает, что в целом эти цифры хоть и приблизительны, но верны. Вместе с тем, он отмечает, что здесь вполне возможны недооценки, потому что геологи не могут проводить достаточно детальные исследования с целью точного определения размеров ресурсов.

Канада также ведет картографические работы по нанесению на карту дна Северного Ледовитого океана, дабы определить, насколько дальше видимой береговой линии простирается ее континентальный шельф. Это исключительно важно, чтобы доказать права страны на владение находящимися под водой ресурсами. К 2013 году Канада должна представить свои доводы и доказательства в Организацию Объединенных Наций. То же самое делают Соединенные Штаты, Россия и прочие государства.

Директор Центра исследований Севера (Center for Northern Studies) при квебекском Университете Лаваля Уорвик Винсент (Warwick Vincent) считает, что нет никакой необходимости срочно наносить международные границы и заключать соглашения о суверенитете, потому что освоение региона уже идет, причем идет ускоренными темпами.

"В настоящий момент Арктика переживает беспрецедентные изменения не только из-за климата, но и в результате экономического развития. Поэтому нам нужны нормы и регулирующие правила, нужны срочно", - говорит он.

Проблемы в неприветливом регионе остаются

Даже если все претензии и споры будут урегулированы, Арктика все равно останется исключительно трудным местом для освоения и работы, говорит директор программы полярного континентального шельфа из Министерства природных ресурсов Мартин Бергманн (Martin Bergmann). Это главное подразделение, занимающееся арктическими исследованиями.

"Арктика в Канаде размером примерно с Европу, но там всего-то, может, 30 километров дорог, никаких поездов и очень мало аэропортов", - говорит Бергманн, добавляя, что лишь примерно 30 населенных пунктов имеют возможность сажать небольшие самолеты на гравийные полосы.

По его словам, морские перевозки - а это основной способ доставки в регион тяжелых грузов и крупного оборудования - возможны "только раз в году, когда в Арктику приходит судно, и это подобно Рождеству, которое тоже раз в году".

Но земля и погода в этом регионе неприветливы, а вода еще многие десятилетия большую часть года будет оставаться в виде льда. Поэтому, отмечает геофизик Бернер, проводить там работы любого рода очень дорого. С учетом всех этих обстоятельств, в Арктике в ближайшие годы вряд ли будет бешеная гонка нефтяных и газовых компаний.

"Просто невозможно узнать, что там находится, пока не попытаешься бурить или заниматься добычей. ... И вопрос не в том, кто попадет туда первым. Существуют давно уже установившиеся правила по предоставлению земли, прав на разведку ... а также целая куча природоохранных норм, ограничений и разрешений", - говорит Бернер.

А поскольку тенденция к потеплению сохраняется, развитие Арктики становится неизбежным. Но несмотря на все перемены, капитан "Луи" Макнилл говорит о том, что по-прежнему ощущает магию и загадочность этих мест, проплывая по девственным и в основном неисследованным арктическим просторам.

"Это нетронутый район; сюда до сих пор приезжает очень мало людей, - заявляет он. - Ты чувствуешь себя очень маленьким и одновременно очень счастливым перед этим грандиозным великолепием. И ты можешь себе представить все те трудности и лишения, которые переживали в этих местах первопроходцы, торговцы и исследователи".

nbsp;RIN 2000-