19 августа, 16:46

Гелиофизики проследили за развитием солнечной "бури"

Гелиофизики проследили за развитием солнечной "бури" Сотрудники Юго-Западного научно-исследовательского института и Национальной солнечной обсерватории (США) проследили за перемещением выброшенного Солнцем вещества в межпланетном пространстве.

Объектом исследования стало гигантское облако солнечной плазмы, сформировавшееся в результате выброса коронального вещества (coronal mass ejection, CME) в декабре 2008-го. Следить за этими событиями учёных вынуждает то, что CME, направленные в сторону Земли, могут вызывать полярные сияния и магнитные бури и нарушать работу электронных устройств.

"Раньше орбитальные аппараты могли наблюдать выбросы лишь на небольшом участке пространства, приближенном к Солнцу, - говорит гелиофизик Алиша Рейнард (Alysha Reinard). - Определяя скорость CME по этим неполным данным, мы оценивали время его подхода к Земле, получая неточные прогнозы с погрешностью в несколько часов".

В новой работе были проанализированы изображения с камер зонда STEREO-А, регистрирующих солнечный свет, который рассеивают электроны в облаке плазмы. В конце 2008 года аппарат, движущийся по орбите, близкой к орбите Земли, значительно опережал нашу планету и находился более чем в 100 млн км от неё, что позволило без помех наблюдать за перемещением CME.

Вблизи Солнца CME, естественно, представляется довольно ярким, но очень быстро тускнеет по мере движения и расширения. Когда он подходит к Земле, выделить соответствующий ему сигнал на звёздном поле чрезвычайно сложно; американцы, однако, справились с этой задачей и реконструировали все этапы эволюции выброса, потратив на обработку изображений более двух лет.

Опробованная методика обработки даёт возможность составлять более надёжные прогнозы космической погоды и оценивать массу CME. Результаты расчётов плотности газа в декабрьском облаке, прямо связанной с яркостью последнего, отлично согласовались с данными измерений, выполненных другими зондами.

Полная версия отчёта опубликована в издании Astrophysical Journal; препринт статьи можно скачать с сайта arXiv.

Подготовлено по материалам НАСА.