17 октября, 16:31

Ученые выяснили причину выкидышей и бесплодия

Ученые выяснили причину выкидышей и бесплодия Найден белок, избыток которого препятствует зачатию, а недостаток делает матку неспособной удержать эмбрион.

Исследователи из Имперского колледжа Лондона (Великобритания) попробовали разобраться с необъяснимым бесплодием у 106 женщин. Все обычные причины постоянных неудач были проверены и отвергнуты врачами, при этом женщины либо вообще не могли забеременеть, либо страдали от постоянных выкидышей. Учёные выяснили, что у некоторых пациенток клетки эпителия, выстилающие матку, содержат повышенное количество фермента SGK1; все попытки забеременеть у этих дам заканчивались неудачей. С другой стороны, у имевших сильно пониженный уровень фермента в финале всегда случались выкидыши.

Чтобы подтвердить связь SGK1 с бесплодием, исследователи поставили несколько экспериментов. Мыши, которым была введена дополнительная копия гена SGK1, действительно не могли принести потомство. При этом у нормальных животных уровень фермента SGK1 в период размножения падал. Из чего был сделан вывод, что повышенный уровень SGK1 делает клетки матки неготовыми к тому, чтобы принять эмбрион. С одной стороны, это позволяет разработать новый вид контрацептивов, которые временно повышали бы содержание этого фермента, делая зачатие невозможным. С другой - открывает путь для нового способа лечения бесплодия: необходимо создать препарат, уменьшающий уровень SGK1.

Однако слишком сильное падение уровня этого фермента тоже чревато негативными последствиями, сообщают авторы в журнале Nature Medicine. Когда образование SGK1 у мышей было искусственно заблокировано, животные не имели никаких проблем с зачатием, но им с трудом удавалось выносить потомство. В матке обнаруживались кровотечения, а число детёнышей резко падало. Учёные связали это с тем, что в подобном случае клетки отпадающей оболочки матки, которая образуется после оплодотворения и имплантации зародыша, теряют способность противостоять окислительному стрессу. Фермент SGK1, очевидно, необходим для защиты клеток от кислородных радикалов. Неспособность выдержать окислительный стресс приводит к тому, что матка не может удержать зародыш.

Таким образом, фермент SGK1 оказался довольно тонким инструментом, определяющим готовность женского организма к зачатию и беременности. По статистике, одна из шести женщин страдает от бесплодия, а у каждой сотой - проблемы с постоянными выкидышами. Возможно, если врачи сумеют научиться аккуратно изменять уровень этого фермента, удастся справиться сразу с обеими проблемами.

Подготовлено по материалам Medical Xpress.