Российская Информационная Сеть
31 октября, 10:09

Як-42 погубила серия роковых ошибок

Як-42 погубила серия роковых ошибок Расследование катастрофы самолета Як-42Д в Ярославле, в которой 7 сентября погибла хоккейная команда местного "Локомотива", завершено. Причиной аварии, скорее всего, будут названы грубые ошибки при взлете командира экипажа Андрея Соломенцева.

Как установило расследование, на разгоне командир непроизвольно притормозил самолет. Оказывается, подобное явление не редко среди членов экипажей Як-42, переучившихся на новый тип с самолетов Як-40. "Торможения Як-42 на разбеге, как показали наши опросы "переучившихся", случались и случаются, - рассказал один из участников расследования.

7 сентября за штурвалом самолета с хоккеистами находились летчики "Як Сервиса" - командир Андрей Соломенцев, просидевший за штурвалом Як-40 более пяти тысяч часов, и второй пилот Игорь Жевелов, только что переучившийся на Як-42. Созданное кем-то из пилотов легкое притормаживание не привело бы к трагедии, однако на этот раз экипаж допустил целую серию роковых ошибок.

"Скорость принятия решения?" - спросил у командира еще до разбега Игорь Жевелов. "Сто девяносто", - ответил ему командир. Эксперты полагают, что именно с этого момента и начала развиваться трагедия. Дело в том, что лайнер с хоккейной командой вылетал из Ярославля, будучи загруженным почти под завязку: с учетом 14 тонн топлива и почти двух тонн хоккейной амуниции на борту его масса составляла 54 тонны при предельной взлетной массе самолета в 56 тонн. Если бы пилоты рассчитали скорость отрыва передней стойки Як-42Д при такой массе, они получили бы значение 210 километров в час, пишет "Коммерсантъ".

Из-за ошибки пилотов уже на разбеге колеса самолета вдруг начали вибрировать, к этому прибавились мелкие неровности бетонки и подразбитые амортизационные стойки переднего шасси, усилившие вибрацию. Тряска спровоцировала управлявшего машиной командира начать подрыв еще раньше, на скорости 185 километров в час, после чего он и получил вполне предсказуемый результат - колеса от земли не оторвались.

По сути, у экипажа в тот момент оставался единственный выход - прекратить взлет и начать экстренное торможение. Однако летчики, как полагают эксперты, понимали, что такое решение предполагает возможный срыв первого матча на первенство КХЛ, на который летел ярославский "Локомотив" в Минск, штрафные санкции к "Як Сервису" со стороны руководства команды, а вслед за этим неминуемый "разбор полетов" внутри компании. И это все лишь в случае успешного торможения в пределах полосы. Так называемое выкатывание за ее пределы с разрушением машины, которое было вполне вероятно на скорости 185 километров в час, могло иметь и вовсе трагические последствия.

В итоге командир продолжил взлет. Пытаясь оторвать передние колеса от земли, он энергично взял штурвал на себя, подняв таким образом руль высоты - большую горизонтальную плоскость в хвосте самолета - на десять градусов вместо положенных при взлете Як-42Д пяти-шести. При этом на штурвале командира, как установили эксперты, возникло усилие в несколько десятков килограммов.

С ростом скорости удерживать штурвал командиру стало еще труднее. Игорь Жевелов оторвал машину от земли, только потянув за штурвал с усилием 64 килограмма и отклонив при этом руль высоты на 13 градусов. "Что ты делаешь, Андрюха?!" - спросил командира его напарник, но оказавшийся в воздухе самолет, по мнению экспертов, в этот момент был уже обречен. "П...ц", - сказал командир Соломенцев, перед тем как машина врезалась в землю.

nbsp;RIN 2000-