Российская Информационная Сеть
24 января, 15:14

Пакистан превращается в худшую копию Афганистана

Пакистан превращается в худшую копию Афганистана С начала января напряженные отношения между гражданскими властями Пакистана и военными переросли в открытое противостояние.

Армия недовольна проамериканской линией высшего руководства страны, а президент Асиф Али Зардари так боится военного переворота, что обратился в США с просьбой помочь в замене высшего генералитета на лояльных ему людей.

Столь непатриотичное поведение главы государства возмутило не только военных. Верховному суду Пакистана, в целом лояльному президенту, пришлось заняться расследованием этой истории и даже пообещать обвинить авторов обращения в государственной измене.

В ходе разбирательства были допрошены высокопоставленные лица, в том числе представители генералитета, показания которых тянут на маленькие сенсации. Например, начальник штаба сухопутных войск Ашфак Кайани и руководитель Объединенного разведывательного управления (ОРУ) Ахмад Паши сообщили, что к написанию послания в Вашингтон причастны люди из окружения президента Зардари. А госсекретарь обороны Халида Наима Лодхи подтвердил, что гражданские власти не контролируют действия армии и Межведомственной разведки Пакистана (ISI).

Одновременно под давлением военных возобновились слушания по другим обвинениям в адрес президента и премьера. Дело дошло до того, что Верховный суд выдвинул первым лицам страны ультиматум, требуя добровольной отставки и угрожая проведением полноценного расследования и пересмотром решения об амнистии, под которую в свое время попал Зардари, что будет означать его автоматическую отставку с поста президента.

На фоне столь серьезной компрометации гражданских властей эксперты заговорили о неизбежности военного переворота, что вполне укладывается в традиции страны. Пакистан, конечно, не Турция, но роль армии там высока, и ее авторитет еще больше вырос на фоне конфликтов с США, когда при молчании гражданской власти именно военные отвечали на гибель мирных жителей перекрытием транспортных коридоров.

Подобные шаги предпринимались с 2007 г., и это осложняло отношения между старыми союзниками. Убийство бен Ладена в мае 2011 г. перевело и без того непростые отношения в состояние кризиса, по мере развития которого американская сторона предпринимала все более жесткие демарши.

К середине лета пакистанские спецслужбы осознали, что ISI стала объектом информационной войны, и ее представители заговорили о попытках ЦРУ "дестабилизировать ситуацию в Пакистане" и представить его в виде "несостоявшегося государства" с ядерными боеголовками. В ответ американские официальные лица обвинили пакистанские спецслужбы в планировании дерзкой атаки террористов на Кабул, в ходе которой было совершено нападение на посольство США. Все это сопровождалось соответствующей кампанией в американских СМИ, и к началу осени Пакистан, бывший на протяжении многих лет главным союзником американцев в регионе, окончательно превратился в "плохого парня".

Последней каплей стало ноябрьское нападение американцев на пакистанский блокпост и гибель 25 пограничников. На этот раз уже не только военные, но и официальный Исламабад заявил о необходимости пересмотреть отношения с США. Для начала американцам запретил использовать авиабазу Шамси и перекрыли все коридоры, по которым осуществлялось снабжение расположенных в Афганистане сил НАТО.

США пришлось перенаправить все транспортные потоки через северную распределительную сеть, что привело к шестикратному увеличению расходов. В качестве ответной меры Конгресс принял решение заморозить финансовую помощь Пакистану, бюджет которого уже лишился $700 миллионов. Одновременно американцы продолжали "мочить" имидж Пакистана.

Ситуация все более напрягалась по всем направлениям, и именно в этот момент президент Пакистана решил попросить Вашингтон помочь ему разобраться с собственными военными. Это практически покончило с Зардари как с политиком, хотя все и раньше понимали, что он является лишь жалкой тенью своей жены, Беназир Бхутто, и стал президентом только потому, что ее убили накануне выборов.

К началу прошлой недели казалось, что дни президента Зардари сочтены, но, похоже, именно в этот момент гражданские власти Пакистана получили поддержку Вашингтона и начали атаку на военных. Решением премьера Гилани в отставку был отправлен госсекретарь обороны Халид Лодхи; еще несколько генералов, в том числе начальник штаба сухопутных войск Кайани, получили жесткие предупреждения.

Это не помешало Кайани уже на следующий день созвать чрезвычайное совещание командиров корпусов, провести его в обстановке строжайшей секретности, а после завершения совещания предупредить главу правительства, что продолжение демаршей в адрес армейского руководства может привести к "печальным последствиям".

Подобная пикировка между гражданскими властями и военными свидетельствует о глубоком внутреннем конфликте, осложненном отсутствием единого взгляда на отношения с Вашингтоном. Гражданские власти, конечно, могут отправить в отставку кого-то из высших военных чинов, но они лишены возможности реально контролировать действия военных, возглавляющих шестую по численности армию мира. Ситуацию еще больше осложняет тот факт, что Пакистан обладает ядерным оружием, которое находится под контролем ISI, ставшей объектом травли со стороны США.

Но гражданским властям уже, похоже, удалось перехватить инициативу. Верховный суд занял выжидательную позицию, приостановив все дела против президента и премьера. Официальный Исламабад в лице представителя МИД заявил о намерении восстановить отношения с США, а местные СМИ со ссылкой на анонимного представителя сил безопасности сообщили, что транспортные коридоры, связывающие пакистанские порты с территорией Афганистана, будут разблокированы в ближайшее время.

Оценивая эти кульбиты, некоторые эксперты полагают, что гражданским властям при поддержке США удалось сломить сопротивление военных и единственным шансом на смену власти являются президентские выборы 2013 года. Но до них еще надо дожить. Между тем отставки армейских генералов уже начались, и время работает против них и против Пакистана в целом.

Переговоры между США и талибами, проходящие на фоне вывода американских войск из Афганистана, и ощущение неуправляемого хаоса, в который погружается регион, сужают горизонт возможностей. Вашингтон играет с Исламабадом как кошка с мышью. Гражданская власть слаба, и если ей, опираясь на США, удастся подмять под себя военных, Пакистан превратится в худшую копию Афганистана.

Единственной альтернативой этому является военный переворот, но с каждым днем этот сценарий становится все менее вероятным.

nbsp;RIN 2000-