16 февраля, 12:36
В Обнинске в лабораторных условиях научились управлять погодой. Ураган в лаборатории - это не метафора, а вполне реальное явление. В лаборатории обнинских ученых дует настоящий арктический ветер. Чтобы создать его исследователи построили специальную аэродинамическую трубу. В отличие от аналогов она сделана из нержавейки, а по ее контурам расположены мощные охладители.
"Температура здесь может достигать до - 60 градусов. Температура снижается за счет охлаждения стенки и плюс идет компенсатор охлаждения нагрева двигателя, который находится в этой же камере"- сообщает заместитель директора НПО "Тайфун".
Испытывают в ней особое оборудование. Сегодня здесь продувают десантный метеокомплект. А уже завтра в установку поместят макет высотного монумента и будут следить за тем, как на его поверхности образуется лед. А в соседнем помещении ученые заняты другой проблемой. они тестируют противоградовые реагенты. Пиропатрон с аэрозолем зажигают в потоке воздуха. Испытание полностью моделируют в реальных условиях, как если бы средства распылялись с самолета. Образовавшиеся дым поступает в климатическую камеру с пониженной температурой и высокой влажностью. В результате воздушной смеси образуются снежинки. Чем больше их получится, тем эффективнее средства. Значит его можно использовать для защиты сельскохозяйственных посадок от града.
Ветер бывает абсолютно разной природы. Например, на установке его создают с помощью коронного разряда. Дым от шашки сдувается в сторону. Это явление называется ионный ветер, ему по силам разогнать настоящий туман. Микроскопические капли попросту осядут на железную конструкцию и стекут вниз. Во время эксперимента лабораторная модель высотой 1,5 и шириной 3 метра смогла очистить практически всю испытательную камеру размером с 3-этажный дом. По расчетам разработчиков в реальных условиях этот показатель должен быть, как минимум, не хуже. Однако за эффективность придется заплатить. Энергопотребление напрямую зависит от размеров противотуманного забора, и если для вертолетной площадке достаточно мощности 120 кВт, то для защиты полноценного аэродрома придется построить подстанцию на 1000 кВт. Получается для того, чтобы система стала востребованной потребуется решить еще одну задачу - снизить энергопотребление.