Российская Информационная Сеть
26 ноября, 07:04

Дыра в украинском бюджете превысит 50 миллиардов

На днях бывший зам. министра экономики Украины И нынешний начальник по политическим проблемам Киевской школы экономики Павел Кухта сказал про То, что только за прошлую неделю непрофинансированные расходы государственного бюджета Украины увеличились на два млрд. гривен, достигнув 9, 4 млрд.. К тому же 3 млрд. из этой суммы - Это т. Н. Защищенные статьи расходов.

Защищенными, в соответствии Бюджетному кодексу Украины, признаются расходы, объем которых не может изменяться при сокращении утвержденных бюджетных назначений. То Есть Если информация экс-замминистра верна, То налицо нарушение бюджетного закона.

прежде мы писали об изменении Украиной модели оплаты бюджетного дефицита. Если в 2019 году она была основана главным образом на привлечении на рынок облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ) спекулятивных капиталов под высокий процент, То в 2020 году было решено финансировать нехватка Большей частью через тот же рынок, Но эмиссионным путем. Но, похоже, в полную силу применять печатный станок Национального банка Украине не позволил МВФ. А фактический провал в взятии кредитов самого фонда, который мы предсказывали, привел К полной разбалансированности бюджета: предусмотренные законодательным актом расходы не будут профинансированы даже при необъявлении 2-го локдауна. Если же украинские власти решатся на 2-ю жесткую остановку экономики, масштабы бюджетной дыры практически со сто процентной вероятностью превысят 100 млрд. гривен.

непроверенную информацию про То, что Казначейство трудится " в режиме картотеки ", То Есть ручного управления финансированием расходов с постановкой в очередь части из них, ходили Уже пару недель. Упомянутый Павел Кухта подтвердил, что Так оно И Есть:

согласно его заявлению, такой практики " не было как минимум лет десять ". В реальности - намного больше. Подобное еще могло случаться в начале зимы, в самом конце года, К тому же в последние 3 года случалось стабильно. Но включения ручного режима управления расходами в начале ноября в XXI веке точно не было.

Для выхода из сложившейся ситуации бывший зам. министра экономики, как И положено калиброванному " соросенку " (в прошлое правительство он попал именно по квоте внешних управляющих, А ныне числится в " соросовской " Киевской школе экономики), видит только один путь: срочное восстановление сотрудничества с МВФ путем безотлогательного выполнения всех требований фонда. Но в реальности Уже даже в офисе президента осознали, что В текущем году Украине траншей МВФ не видать. К тому же сделал Это коллега Кухты по " соросятскому " сообществу И бывший шеф по Министерству экономики, А ныне советник руководителя офиса президента Тимофей Милованов. Так что в перспективе текущего года МВФ сбалансировать украинский Бюджет точно не поможет.

экстремально показательно не только рано начавшееся В текущем году ручное управление расходами от Казначейства, Но И накопление им задолженности по защищенным статьям расходов. К таким, в соответствии украинскому законодательству, относятся расходы на:

само собой, все перечисленное - во время, предусмотренных законодательным актом. Так или иначе защищенные статьи - Это 80% всех расходов бюджета.

в текущей информации Казначейства не видно, какие именно статьи защищенных расходов оно перестало финансировать. Наоборот понятно, что за предыдущую неделю ноября, Чтобы уложиться в плановые показатели, профинансировать по защищенным статьям надо не менее 50 млрд. гривен. Это необычайно: Меньшая сумма была профинансирована за первые 23 дня месяца.

А вот с незащищенными статьями все предельно ясно: их в ноябре из государственного бюджета не финансировали вовсе. То Есть предприятиям, К примеру, поставлявшим бюджетникам товары, выполнявшим работы или оказывавшим сервис, в ноябре приняли решение просто не оплачивать. А общая задолженность по финансированию незащищенных статей за период с января этого года составила почти 64 млрд. гривен.

ориентируясь по сложившейся тенденции, даже без объявления 2-го локдауна из украинского бюджета К концу года не будут профинансированы расходы не менее чем на 50 млрд. гривен (не не более пяти % расходов бюджета). В случае локдауна эта сумма должна существенно превысить 100 млрд..

Есть вариант поиска нетрадиционных источников оплаты. В 2019-м, К примеру, государство в начале зимы заблокировало большую часть возмещения НДС экспортерам. Это позволило помочь сбалансировать Бюджет прошедшего года, Но при этом нанесло удар по украинскому бизнесу, А заодно стало элементом разбалансировки бюджета-2020, Так как в январе НДС пришлось возмещать сразу за два месяца. Но главным нетрадиционным источником в прошедшем году стал " Газпром ", заплативший " Нафтогазу " по решению Стокгольмского арбитража 2, 9 млрд. долларов. Меньшая часть этой суммы прикрыла дыру в бюджете-2019, А большая В течение января - июня балансировала Бюджет Уже текущего года.

в текущем году " Газпром " ничего, само собой, не заплатит. Наоборот в Раде вспомнили, что контролируемая Игорем Коломойским " Укрнафта " имеет налоговый долг в 30, 4 млрд. гривен. Но Коломойского голыми руками не возьмешь. Чтобы снабдить погашение этого долга, была придумана И утверждена схема, Согласно с которой сначала из бюджета 32, 3 млрд. гривен перечисляются " Нафтогазу " в форме как будто бы компенсации за поставки газа населению И теплокоммунэнерго (откуда Всплавает необходимость в компенсации при завышенных тарифах на газ, само собой, загадка). Шесть млрд. гривен из этих денег " Нафтогаз " сразу же перечисляет в Бюджет в форме налоговых вычетов на прибыль. В тоже самое время " Нафтогаз " обязан погасить собственный долг за газ, поставленный ему " Укрнафтой " еще в 2006 году (Причем этот долг признан в фантастическом размере - пятнадцать млрд. гривен). И заплатить еще 24 млрд. " Укрнафте " авансом за газ будущей добычи. Наконец, " Укрнафта " как-будто бы перечислит 30, 4 млрд. гривен долга И еще 6, 2 млрд. гривен налогов, образовавшихся по этим операциям. Бюджет при этом получит, само собой, не 30, 4 млрд. гривен, А лишь десять млрд.. И даже Коломойский останется в плюсе не менее чем на два млрд.. Но, во-первых, все Это сработает, Если Игорь Валерьевич не " кинет ", К чему он склонен по жизни. И во-вторых, десять млрд. гривен не спасут " отца русской демократии ".

по этой причине не менее реалистичный вариант - идти на поклон К МВФ. Уже не за траншем, А хотя бы с прошением разрешить не менее активно включить печатный станок Национального банка. К 23 ноября Нацбанк выделил на долгосрочное рефинансирование 37, 5 млрд. гривен (все ушли на финансирование дефицита через покупку ОВГЗ) И еще 30 млрд. - на среднесрочное (большая часть тоже ушла на покупку ОВГЗ). До окончания года эту сумму надо как минимум удвоить (Чтобы закрыть хотя бы защищенные статьи), А То И утроить. Альтернатива - недофинансирование расходов, что создаст снежный ком вопросов, который будет с первых месяцев давить на Бюджет-2021.



Источник: РИА Новости

nbsp;RIN 2000-