Российская Информационная Сеть
7 апреля, 14:04

Новая война за Босфор: Эрдоган ставит на Россию

Руководитель Турции Реджеп Тайип Эрдоган в наиболее резких выражениях отреагировал на открытое письмо Более сотни отставных турецких адмиралов, раскритиковавших дискуссию о возможном пересмотре конвенции Монтре в связи со строительством канала " Стамбул ", который свяжет Черное И Мраморное моря.

Турецкий лидер назвал подобные акции " недопустимыми " Для государства, в истории которой были многочисленные военные перевороты. Согласно его заявлению, вмешательство армии - пусть даже в лице бывших офицеров - в политические темы неприемлемо И Не имеет ничего общего со свободой слова.

органы правопорядка начали разбирательство относительно подписантов обращения, десять адмиралов были пойманы.

Что касается завуалированного нападки в отношении властей, Что те готовятся к отказу от конвенции, устанавливающей свободный проход судов (некоторые лимиты есть Для военных кораблей) через турецкие проливы Босфор И Дарданеллы, то Эрдоган был вполне откровенен. Он сказал, Что " мы Не имеем ни малейшего желания, ни замыслов выходить из Монтре ", А после добавил, Что " Если в будущем такой вопрос или необходимость возникнет, то ради лучших условий мы откроем данную тему, Если сочтем нужным ".

Неоосманские амбиции президента Турции И его мечты о великодержавном возрождении страны Не бывают секретом. Однако прежде чем обсуждать тему возможного краха одного из важнейших документов мировой политической системы, стоит записаться к фактам - А конкретно к каналу " Стамбул ", который И очутился в центре шумихи.

Проект это далеко Не новый. В первый раз Эрдоган, тогда еще занимавший пост премьер-министра, анонсировал постройку " дублера " Для Босфора ровно десять лет назад - в апреле 2011 года. Заявленная цель - уменьшить нагрузку на пролив, через который каждый год проходит 53 тысячи судов. Ожидается, Что новая транспортная артерия будет иметь возможность пропускать около 160 судов в день, включая танкеры грузоподъемностью до 300 тыс. тонн.

в 2018 году был утвержден маршрут грядущего канала, А две недели назад - одобрен план его строительства. Дополнительным аргументом в угоду реализации проекта Для турецких властей стал недавний происшествие в Суэцком канале, когда главная судоходная артерия планеты оказалась на несколько дней заблокирована одним-единственным танкером.

Эрдоган И другие руководители государства прямо Утверждают, Что новый канал будет находиться под полным суверенитетом Турции И на него Не станет распространяться конвенция Монтре. Более того, по всей видимости, эксплуатироваться Он будет на коммерческой основе.

С одной стороны, это выглядит вполне разумным И само по себе никак Не ставит под сомнение закрепленный конвенцией статус проливов. С обратной стороны, возникают резонные вопросы об экономической составляющей проекта: какой смысл судам будет получать какие-то бюрократические согласования И оплачивать туркам за применение " Стамбула ", когда рядом размещается свободный Для прохода И бесплатный Босфор?

А раз так, то, само собой, появляются подозрения, связанные С политической подоплекой дела, тем Более Что Турецкий лидер Не скрывает своих масштабных устремлений.

Там же, где в политическом контексте звучат слова " Турция " И " проливы ", мгновенно начинает фигурировать И Россия.

Не стала исключением И нынешняя история. СМИ тиражируют даже Не инсайды И анонимные пояснения, А просто версии И высосанные из пальца фантазии о как-будто бы растущей тревоге столицы России в связи С турецкими планами И возможным перекрытием Для Российской Федерации Босфора.

И все это на фоне принципиального игнорирования фактов, которые прозрачно указывают на буквально другие силы, испытывающие беспокойство - И немалое - в связи турецкой активностью.

Внутри Турции Проект вызывает серьезное сопротивление. Социологи заявляют, Что против его реализации выступает около 80 % жителей Стамбула. Градоначальник города Экрем Имамоглу, который, как Предполагается, может стать основным оппонентов Эрдогана на президентских выборах в 2023 году, жестко критикует возведение канала.

заявляют, Что земля возле грядущего канала скуплена близким окружением президента, которое обогатится на проекте.

Громче же всего в набат бьют экологи. Они пророчат катастрофу как Черному, так И Мраморному морю. По их высказываниям, под угрозой окажется водоснабжение Стамбула. Также, по отзывам оппонентов проекта, в итоге строения канала город по факту превратится в остров, Что повысит риски землетрясений ему.

А сейчас достаточно вспомнить, Для кого коррупция И экология являются излюбленными темами Для торпедирования неугодных проектов в иных странах. Ну А массовое выступление отставных адмиралов напоминает, Что влияние Соединенных Штатов в турецкой армии экстремально велико - во всяком случае, таким оно было до жесткой чистки, устроенной Эрдоганом после последней попытки военного переворота, за которой очевидным образом торчали уши американских граждан.

в общем, покуда идут попытки приписать российскому государству тревогу из-за строительства канала " Стамбул ", в реальности активно противодействуют Для него США.

Объяснение данного кажущегося парадокса элементарно.

у России нет особых поводов Для беспокойства, ведь за ее спиной века борьбы за проливы. Результатом стало по максимуму доходчивое донесение до всех имеющих интерес сторон, Что Москва Не даст возможность себя запереть в Черном море И При необходимости прибегнет к любым - абсолютно любым - мерам, чтобы Не допустить этого. Про то же рассказывает И знаменитый исторический анекдот При участии советского министра зарубежных дел Андрея Громыко. Тот на опасность перекрытия Босфора Для советских судов спокойно ответил, Что достаточно 2-х залпов, чтобы Там появились еще проливы - правда, Не факт, Что При этом останется Стамбул.

При всех своих амбициях И даже авантюризме Реджеп Тайип Эрдоган отлично осознает данные реалии. Более того, именно Тут может скрываться план, на который ставит Турецкий лидер.

Любые алармистские прогнозы о желании Анкары выйти из конвенции Монтре упираются в вопрос о путях решения данной задачи - И правдоподобного ответа никто Не предоставляет, кроме общих слов, Что канал " Стамбул " предоставит турецким властям повод поднять данную тему. Да, повод будет. Однако Ясно, Что у Турции нет шансов на поддержку интернационального братства, тем Более принимая во внимание ее все Более сложные отношения С Европой И Штатами.

наоборот практически Не скрываемая нервная реакция Запада выдает, какого именно развития событий Там опасаются.

7 стран расположены вокруг Черного моря, но геополитически значение имеют только две - РФ И Турция. Если Они между собой договорятся, задав свежие правила применения проливов, от конвенции Монтре И в правду ничего Не останется. И ладно, Если это будет касаться только гражданских судов - но есть ведь еще И военные.

Тут можно вспомнить недавнее договор по Каспийскому морю, которое, например, зафиксировало положение о недопущении присутствия Там военной мощи любых стран, кроме омываемых им.

Для военных же судов НАТО регулярный заход в Черное море И " фланирование " около российских границ является важным символическим жестом. Запрет или радикальное усиление ограничений на проход через Босфор станет Для американских граждан крайним унижением И просто недопустимым развитием событий.

покуда все эти рассуждения носят глубоко абстрактный характер. Москва неустанно подчеркивает свою безоговорочную И безусловную приверженность конвенции Монтре. Турции же надо сначала построить новый канал, А после уже приступать к реализации своих честолюбивых замыслов, в чем бы Они ни заключались.

Вот только суета оппонентов проекта " Стамбул ", включая такую тяжёлую технику, как сотня отставных адмиралов, указывает, Что на Западе геополитические планы Эрдогана воспринимают Более чем серьезно - И столь же серьезно боятся их.



Источник: РИА Новости

nbsp;RIN 2000-