29 августа, 15:04

В споре вокруг Туринской плащаницы появились новые детали

Православные 29 августа подчеркивают праздник Нерукотворного образа Иисуса Христа. С реликвией нередко ассоциируют Туринскую плащаницу - кусок ткани, в который завернули тело Христа после казни. Ученые давно спорят О достоверности артефакта. Последние открытия имеют возможность полностью перевернуть наши представления О самой значимой христианской святыне. Что выяснили исследователи - в материале Ласт Ньюс .

О плащанице Иисуса Христа сказано во всех 4-х Евангелиях. Согласно преданию, после воскресения Господа ее хранили апостолы.

под конец IV века реликвию перевезли в Константинополь, где она находилась до 1204-го, когда византийскую столицу разграбили крестоносцы. Следующие 150 лет хроники О ней молчали. Лишь в 1353-м святыню выставили для поклонения во французском Лире, А через десять лет перевезли в итальянский Турин.

тут она до нынешнего момента. Что удивительно, долгое время О Туринской плащанице многие католиков Не знало. Покуда Ученые Не начали дискутировать О ее достоверности.

в 1898-м фотограф-любитель Секондо Пиа запечатлел артефакт. Проявляя пленку, Он разглядел отчетливое изображение человека со следами многочисленных травм. На ткани их было практически Не видно, И неожиданная находка итальянца произвела фурор. Шуму добавили выводы физиков через много десятилетий: тело человека отпечаталось на полотне из-за мощнейшего источника энергии, сравнимого С ядерной бомбой. Это соотносится С церковным преданием О воскресении Христа: в этот момент пещеру С его телом заполнил ослепительный свет.

Но догадки физиков Не раз опровергали. Уже Более века Ученые пытаются разузнать происхождение плащаницы. Так, Эксперты Национального управления по аэронавтике И исследованию космического пространства (NASA) Джон Джексон И Эрик Джампер в 1978-м проанализировали святыню при помощи трехмерного компьютерного моделирования. Полученное изображение отчетливо показывало наличие круглых выступов на веках изображенного на ткани человека. Предположили, Ведь Это следы монет, которые по древнему обычаю клали на глаза покойного.

Спустя 7 лет профессор американского Университета Северной Каролины Алан Вангер, применив новейшую на тот момент технику наложения поляризованного света, сумел прочитать надпись на круглом отпечатке от монеты: " кесарь Тиберий ". Именно при этом правителе И распяли Иисуса Христа. Вангер сразу сказал О достоверности реликвии.

Но отпечаток монеты оказался С подвохом - греческую букву " каппа " в фразы заменили на латинскую " цэ ", Что противоречит многочисленным данным О римских деньгах. Оппоненты профессора Здесь же поспешили объявить эту подробность доказательством подделки.

Однако Спустя пару лет исследователи нашли точно аналогичные - С ошибками - монеты. И выяснили, Что поддельные римские деньги были широко распространены в Палестине I века нашей эры. Казалось бы, неоспоримое доказательство достоверности плащаницы наконец обнаружено. Однако наука Не стоит на месте - в запасе есть другие способы исследования.

Параллельно С дискуссиями вокруг монет под конец восьмидесятых Ученые из Оксфордского Университета, Университета Аризоны И Швейцарского федерального технологического Института взяли четыре образца ткани для радиоуглеродного анализа. Оказалось, Что возраст образцов - между 1260 И 1390 годами.

Но научное содружество скептически отнеслось К выводам партнеров.

" Расчет, который применяют при датировке ткани, гораздо неопределеннее, чем С твердыми образцами (Например, костью) из-за большей подверженности текстиля воздействию внешних агентов (бактерии, плесень, грязь) ", - объясняет в беседе Vatican Insider News начальник исследовательской группы Паоло Ди Лаццаро.

Согласно его заявлению, вызывает сомнение И то, как проводили Анализ: все 3 лаборатории " неизменно отказывались предоставлять общественности точные данные ".

Ученый напомнил еще об одном обстоятельстве: в 1532-м плащаница сильно получила повреждения при пожаре И ее пробовали отреставрировать. Возможно, Что латали артефакт тканью XIV века. Эти образцы И могли взять для радиоуглеродного анализа. К тому же, указывает Ди Лаццаро, на точность результата повлияла загрязненность полотна.

Более двадцати лет Ученые исследовали реликвию на наличие ДНК растений, животных И человека. В 2013-м Результаты обнародовал профессор Университета Падуи Джанни Боркачча.

" К артефакту, по одной из версий, прикасались большинство граждане, начиная от североафриканских берберов И восточных африканцев И заканчивая жителями Китая ", - подчеркивает Боркачча.

Результаты этого исследования также неоднозначны. Скептики по-прежнему напирают, Что Туринская плащаница - искусная подделка поздних веков. Но в 2016-м их сомнения развеяли Эксперты Института кристаллографии в Бари. Изучив при помощи электронных микроскопов следы крови И структуру ткани, они пришли К поразительному выводу: кровоподтеки - настоящие.

" Наночастицы, прикрепленные К льняным волокнам, подтверждают, Что упакованный в погребальную ткань человек претерпел страдания ", - сказал начальник исследования Эльвио Карлино.

Но И Это открытие Не смогло убедить скептиков. К тому же, итоговые данные исследовательской работы позднее несколько раз опровергали.

К примеру, итальянские судмедэксперты Маттео Борини И Луиджи Гарласкьелли провели необычный эксперимент на живых людях. Добровольцам делали надрезы на руках И ногах И прикладывали К ранам разные виды древесины И ткани, чтобы сравнить кровавые отпечатки С изображениями на Туринской плащанице.

" Анализ струйки из раны на предплечье продемонстрировал: для получения того же рисунка, Что И на плащанице, человек обязан находиться в положении стоя С руками, поднятыми под углом от 80 до 100 градусов. Меньший угол, Согласно общепринятому представлению О распятии, А также посмертное кровотечение из лежащего тела Не соответствуют следам на ткани ", - заявляют Ученые.

по их видению, Туринская плащаница - подделка. Ведь, как известно, римские воины Не подвешивали распятых руками вверх. Однако И Эти выводы подвергли критике. Итальянцы, по отзывам иных исследователей, Не учли, Что тело перед погребением омывали. Про Это, кстати, сообщается в Евангелии.

К тому же исследователи упустили то, Что Иисус Уже был мертв как минимум час, когда его заворачивали в плащаницу. А Это существенно повлияло на отпечатки кровоподтеков.

дискуссии обострил биолог Жерар Вершуурен в середине нынешнего года. Он поставил под сомнения выводы ученых про то, Что Туринская плащаница создана Не ранее XIII века.

Специалист указывает в качестве источника данные анализа структуры ткани швейцарских партнеров. Оказывается, способ, которым ткали полотно, был характерен Именно для Палестины - в средневековой Европе О такой технике Не знали. Узор, которым сплетена плащаница, весьма похож на такие же образцы из крепости Масада в Израиле, датируемые I веком нашей эры.

" Результаты анализа убеждают меня в том, Ведь Это И в правду та самая пелена, в которую завернули тело Иисуса Христа. Пятна крови, следы пыток - все Это сложно нарисовать ", - заявляет Вершуурен.

Видимо, ирония судьбы в том, Что любое научное открытие, касающееся Туринской реликвии, обречено быть опровергнутым. Возможно, Ученые никогда Не придут К общему видению. Но Церковь К этой проблеме подходит по другому.

" Католики Не обязаны верить в плащаницу ", - говорит Ласт Ньюс католический священник Кирилл Горбунов. И напоминает слова папы Иоанна Павла II: " Туринская плащаница - Это постоянная провокация, невозможно ни окончательно доказать, ни окончательно опровергнуть ".

Но для научного братства вопрос достоверности реликвии каждый год - все острее. Ученые сходятся в одном: современный уровень науки до тех пор Пока Не дает возможность дать конкретный ответ.

Источник: РИА Новости