Российская Информационная Сеть
12 сентября, 09:04

Украина явила миру авиационное чудо, в которое не верили

Украинское правительство утвердило Государственную целевую научно-техническую программу развития авиационной промышленности на 2021-2030 годы. В итоге - Не все же стратегии утверждать, можно И программам выделить время И средства чтобы обратить внимание. Ну А отчего в поле зрения украинского правительства вдруг попало авиастроение, про это хорошо заявил Зеленский, Не так давно заявивший о желании летать И всех бомбить.

в итоге реализации авиационной программы авторы обещают:

- сохранить 50 тыс. рабочих мест И сделать сверх того 6000 новых за десять лет;

- снабдить серийный выпуск самолетов, авиационных двигателей И другой авиатехники;

- создать свежие грузовые самолеты, украинский винтокрылый аппарат, беспилотные летательные устройства гражданского назначения И модернизировать существующие типы пассажирских И грузовых самолетов И вертолетов, авиатренажеров;

- довести к 2030 году объем реализованной продукции До десяти млрд. долларов;

- создать свежие авиадвигатели;

- начать международные проекты кооперативной разработки И создания самолетов " Ан " с иностранными партнерами, увеличить объем экспорта авиатехники И услуг До 5, 5-7, 5 млрд. долларов за период 2021-2030 годов.

Не сказать, что экспорт авиатехники на 550-750 млн. долларов в год - это фантастическая величина. К примеру, один Airbus A380 стоит 390-490 млн. долларов.

Вопрос в ином: в состоянии ли в принципе Украина снабдить развитие своей авиапромышленности?

само собой, нынешняя Программа развития авиапрома для Украины далеко Не первая. Предыдущая (на период До 2020 года) принималась в 2008-м. И даже была профинансирована на 40%, что по украинским меркам в общем неплохо, А уж с учетом происходивших в 2014 году И после событий - Тем Не менее.

До этого, с 2000-го, действовала Государственная комплексная Программа развития авиационной промышленности Украины на период До 2010 года. А даже До нее - Программа развития авиапрома, датированная 1992-м.

Под Не менее ранние программы давались масштабные льготы. Да И прямое бюджетное финансирование тогда Украина могла себе позволить в куда больших объемах.

Однако же все это время украинская авиационная промышленность по большей части деградировала. Стабильной вплоть До 2014 года оставалась лишь работа организации " Мотор Сич ". Да Еще Фирма " Антонов " с собственным конструкторским бюро периодически выдавала всплески в форме завершения реализации начатой Еще При СССР программы Ан-70 или постсоветской программы Ан-148.

Но При этом стабильная деятельность " Мотор Сич " была связана самое главное с поставкой двигателей для российской авиационной промышленности. А упомянутые программы Ан-70 И Ан-148 реализовывались Не только в сотрудничества с российскими организациями, Но И в немалой степени за российские деньги - И с ориентиром на российский же рынок. Именно эти обстоятельства И позволили Украине в тот период защититься полного развала своего авиастроения.

Не менее того, в 2013 году Россия предлагала Украине Не только 15-миллиардный кредит И дополнительную скидку в цене на газ, Но И загрузку ее авиастроительных И судостроительных заводов. Само собой, При несогласии от подписания экономической части договора о единении Украины с ЕС.

говорилось о продолжении закупок Россией двигателей на " Мотор Сич ", массовом выпуске Ан-148 в Воронеже по лицензии организации " Антонов " И с некоторыми украинскими комплектующими, А также на Украине с российскими комплектующими, развертывании массового выпуска грузового Ан-70 в обеих странах. Проект Не менее Чем наполовину был профинансирован Россией, А доля российских комплектующих в самолете превышала 50%. Летом 2013 года стороны договорились И о реставрации производства Ан-124 " Руслан " - было даже создано совместное предприятие.

Чем все завершилось, известно. В июне 2014 года Порошенко запретил военно-техническое взаимодействие с Россией. Запрет касался И предметов двойного назначения, Собственно всего авиастроения.

То есть, в итоге серийная сборка самолетов на Украине прекратилась Еще в июне 2015 года - с тех пор заказчикам Не поставлено ни единого самолета. По другому И быть Не могло, так как на Украине нет чего-То даже отдаленно похожего на замкнутый цикл их производства.

наоборот сплошным потоком рождаются прожекты по созданию все новых И новых моделей, на самом высоком уровне сообщается о грядущем вот-вот восстановлении производства самолетов десятками штук в год. Да что там - будучи в США, Зеленский сказал, что Украина " снова строит свои самолеты, вертолеты, танки И военно-морской флот ". Ну И что, что только в его фантазиях, - наоборот красиво звучит.

так или Иначе даже во время происходившего неудержимого развала авиационной промышленности за 2011-2020 годы объем реализации продукции авиапрома Украины составил 13, 1 млрд. долларов (большая часть, правда, пришлась на период сотрудничества с Россией). Забавно, Ведь это прямо признано неудовлетворительным результатом.

И вот теперь, во время развития промышленности, ожидается, что она выдаст на-гора за следующие десять лет продукции на десять млрд. долларов. Собственно даже меньше.

Достичь этого результата ожидается из-за финансированию программы на 1, 3 млрд. долларов, из которых 700 млн. даст бюджет, А Еще 600 - сами предприятия. Собственно 600 ожидается занять, так как своих денег у заводов нет.

При этом в программе никак Не раскрывается Вопрос, что собирается делать Украина с тотальной (Более Чем наполовину) зависимостью своего авиапрома от импортных комплектующих. Оговоренных средств явно недостаточно, чтобы даже Не полностью ее пересечь.

Если же планируется закупка западных комплектующих (вместо российских), То опыт с попыткой переделки Под них Ан-70 наглядно продемонстрировал - это путь в никуда. В этом случае украинский самолет становится неконкурентным даже по цене, Не говоря о возможностях оплаты проектов, качестве сборки, сервисном обслуживании, продвижении на рынке И так далее. Еще одной проблемой является исход рабочих И инженерных кадров с предприятий за шесть лет их простоя, умноженный на деградацию систем высшего И профессионально-технического образования. Программа Не предоставляет ответа на Вопрос, кто будет физически воплощать все задуманное.

в это связи создается устойчивое ощущение, что цель программы - получить вожделенное финансирование. Ведь авторы выполняют действия по принципу известного анекдота: " Ты жарь, жарь - рыба будет!" в том смысле, что главное для них - Именно выделение денег из бюджета И возможность кредитования Под государственные гарантии. Тем Не менее что И главе страны нравятся сказки о летающих украинских самолетах. Сомнений в способности освоения этих денег нет. А беспокоиться об итогах программы через десять лет, когда на Украине, вероятнее всего, Не останется даже воспоминаний об авиапроме, вряд ли есть смысл.



Источник: РИА Новости

nbsp;RIN 2000-