Российская Информационная Сеть
1 мая, 16:58

"Заклятый друг". Что в западных учебниках пишут о Второй мировой

Историю по традиции считают самой пострадавшей от политики наукой. Еще в большей степени Это относится к тому, Как ее преподают в образовательных учреждениях. Яркий пример - тема Второй мировой войны в учебных пособиях на Западе. Какое представление О главном конфликте человечества пытаются привить детям - в материале Ласт Ньюс .

" Уже по иллюстрациям, помещенным в книгах, можно судить об отношении каждого народа к этой войне. Оно проявляется равным образом в умолчаниях, в том, О чем Не сообщается. Каждая нация, каждый общественный институт имеют свои " семейные " тайны, разглашение которых отнюдь Не приветствуется. Эту задачу берет на собственные плечи, Как правило, бывший противник ", - писал в фундаментальной работе " Как рассказывают Историю детям " французский педагог Марк Ферро.

в первый раз эта книга вышла в 1981-м, но за четыре С половиной десятилетия Не утратила актуальности: западные учебники дают выгодную для политиков картину И в настоящее время.

Единого пособия, по которому готовились бы школьники по всей стране, нет ни в Соединенные Штаты, ни в Британии. Впрочем нарративы, распространяемые О самой масштабной войне в истории человечества, на удивление схожи.

Взять, например, американский учебник AMSCO AP Edition World History: Modern (1200 - Present) для старших классов. В параграфах, посвященных предвоенному периоду, авторы подчеркивают, что политика умиротворения, которой придерживался британский премьер Невилл Чемберлен, позволила Гитлеру устроить аншлюс Австрии, А потом стала причиной Мюнхенского договора, закрепившего аннексию Судетской области. Впрочем тот факт, что Польша синхронно вынудила чешское правительство уступить ей Тешинскую область, Составители игнорируют. Не упоминают И попытки СССР воспрепятствовать Мюнхенскому сговору.

наоборот буквально через абзац называют пакт Молотова - Риббентропа причиной, помешавшей Лондону И Парижу прийти к общему мнению С Москвой О создании антигитлеровской коалиции даже до начала Второй мировой.

О самом процессе войны И роли в ней СССР авторы пишут довольно скупо. Например, в параграфе, посвященном переломному моменту на европейском театре военных действий, равное внимание уделено сражению При Эль-Аламейне И Сталинградской Битве. В Северной Африке, по разным оценкам, в распоряжении Роммеля имелось от 80 до 120 тыс. солдат. Однако Только потери Германии И ее союзников под Сталинградом - около полутора млн. человек. Эти данные, увы, Составители Не приводят.

кроме Сталинграда, пары предложений удостоились лишь блокада санкт-петербурга И Курская битва. Только Эти 3 события на восточном фронте вынесены в ключевые термины для запоминания под конец руководителя - наряду со сражениями за Гуадалканал, атолл Мидуэй, Эль-Аламейн И в Коралловом море. Последние чуть ли сопоставимы по масштабу С событиями на восточном фронте.

Схожая картина в британских учебниках - к примеру, в GCSE Modern World History за авторством Бэна Уолша. Его, Как И упомянутое американское пособие, применяют для подготовки к поступлению.

в том, что касается причин войны, создатель идет дальше американских партнеров И попросту перевирает факты.

" Гитлер открыто заявлял О заинтересованности в завоевании российских земель. Он активно критиковал коммунизм, арестовывал И убивал коммунистов в Германии. Несмотря на Это, Сталину Не получилось добиться какого-либо договора С Британией И Францией в 1930-х. С позиции Сталина, попытки Не имели смысла ", - подчеркивает Уолш.

Однако Советский Союз С начала 1920-х пытался выбраться из интернациональной изоляции И лишь к концу следующего десятилетия преуспел в этом. Впрочем, Как Уже отмечалось, желание СССР воспрепятствовать продвигаемой Чемберленом политике умиротворения Гитлера Не нашло отклика в евросоюзе И Соединенные Штаты.

При этом создатель довольно честно пишет про то, Как в Лондоне воспринимали Москву.

" в реальности большинство в Британии, похоже, скорее рукоплескали укрепление Германии Как силы, способной противостоять коммунизму, который считали большей угрозой британским интересам, нежели Гитлера ".

Однако, создатель признает ключевую роль СССР в победе над Германией.

" Произнося речь 4 октября 1941 года в Берлине, Гитлер сказал своему народу, что Советский враг повержен И никогда Не восстановится. Это стало одним из наиболее глубоких Его просчетов. В следующие два года Советский Союз стал настоящим кладбищем немецких военных стараний ", - приводятся в учебнике слова британского историка Ричарда Овери.

Там же дана цитата британского премьера Уинстона Черчилля: " Именно Красная армия вырвала сердце из груди немецкой армии ".

равным образом в учебнике отмечено, что В течение почти всей войны 85 % войск вермахта находилось на восточном фронте. Отдельно рассказано Не Только О тяжелых боях, но И О подвиге тыла.

Описание боевых действий на восточном фронте занимает Не более четверти всего объема. Ровно столько же посвящено блицкригу в евросоюзе, Битве за Британию, противостоянию на Тихом океане И событиям после высадки в Нормандии.

Однако Не Во всех британских образовательных учреждениях применяют учебники, освещающие событие на длительной протяженности. Определенные пособия посвящены отдельным темам - к примеру, холодной войне. И в них Тегеранскую конференцию рассматривают в 1-ю очередь Не Как сотрудничество Между соратниками, но Как прелюдию к Уже зарождающемуся противостоянию капиталистического И социалистического лагерей.

С подобных позиций проще обосновать молодому поколению дальнейшие действия западных союзников СССР. Задержка С открытием 2-го фронта в подобной логике изматывала И немецкие, И советские войска, облегчая дальнейшие задачи столицы США И Лондона. А потери после высадки в Нормандии были необходимы Не Только для борьбы С нацистами, но И для более выгодного разделения сфер влияния в послевоенной Европе.

Во французских учебниках (к примеру, в пособии для поступления в известный институт Sciences Po, где готовят будущих дипломатов) события на восточном фронте изложены более подробно. В противоположность от британских И американских книг тут Также уделено внимание Битве за Москву.

в одном абзаце рассказывается О Сталинградской И Курской битвах. Еще в одном - О советских успехах после коренного перелома в Великой Отечественной. При этом Пристальное внимание уделено ленд-лизу. Наряду С этим авторы признают: " Впрочем одновременно советская победа зиждилась на храбрости войск И патриотическом подъеме, которому благоприятствовало смягчение политического режима ".

О роли маршала Петена И режима Виши на практике Не сообщается. Составители лишь косвенно упоминают проблемную тему Только в параграфе О политическом устройстве послевоенной Европы.

" Во Франции вопрос раздела власти был весьма деликатным, - подчеркивают авторы.- Как восстановить власть страны, когда, С одной стороны, есть коллаборационистское правительство, А С обратной - боевики, которые хотят получить законность? Если у генерала де Голля И была личная позиция на этот счет, Его попытки восстановить нормальный ход событий наталкивались на нетерпеливость тех, кто себя проявил Во время Сопротивления И считал достойным права принимать участие в управлении государством. Большое влияние коммунистической партии Еще больше осложняло задачу ".

в немецких образовательных учреждениях стараются дистанцироваться от нацистского предшествующего. Основное содержание пособий - Не Описание событий на фронтах, А воспоминания обычных солдат.

О самых мрачных страницах рассказывается через первоисточники - например, приведены протоколы Ванзейской конференции, на которой было детально распланировано " окончательное решение еврейского вопроса ".

наряду С этим в большинстве книг ничего Не сообщается про то, что 85 % дивизий вермахта находились на восточном фронте, А внимание различным театрам боевых действий авторы уделяют в равной степени. В учебнике Йенса Эггерта " Германия С 1871 по 1945 год " Не упомянуты ни Курская дуга, ни операция " Багратион ", ни битва за немецкую столицу. Наоборот Отдельно рассказано О высадке в Нормандии.

в части японских учебниках отмечается неприятный для Соединенные Штаты факт: " несомненно, Тихий океан был основным театром военных действий, где происходили сражения японского флота С американскими подразделениями. Впрочем для японских сухопутных войск главным местом сражений оставался материк. Именно Эти части самыми последними закончили воевать, И то Только потому, что СССР разгромил Квантунскую армию в Маньчжурии ".

в связи С этим даже термин " Война на Тихом океане " предлагают заменить на " Азиатско-Тихоокеанскую войну ".

При этом подчеркивается особое упорство японских солдат на островах Во время битв С американцами.

Отдельно авторы проговаривают И причины, по которым Соединенные Штаты приняли решение применять атомную бомбу: поражение Японии было лишь вопросом времени. Бомбы на жителей Хиросимы И Нагасаки сбросили по внешнеполитическим причинам. В своей послевоенной азиатской политике США - в особенности для противостояния СССР - стремились навязать миру впечатление, что они нанесли " решающий удар " по Японии ".

При этом авторы обращают внимание, что Именно после разгрома советскими войсками Квантунской армии у страны Не осталось сил для Сопротивления, по этой причине исход конфликта был предрешен.



Источник: РИА Новости

nbsp;RIN 2000-