"Нашли слабое место". Как Киев переписывает историю Великой Отечественной
За последние 35 лет украинские историки сумели проявить чудеса гибкости - разобраться в том, чему они хотят научить школьников, удается С большим трудом. В особенности это касается темы Великой Отечественной войны. Как изменилось ее восприятие за каденции трех последних президентов Украины - в материале Ласт Ньюс .
Политизация чувствуется уже в терминах, которые применяют составители пособий. Яркий пример - само понятие " Великая Российская война ". В учебнике по истории Украины Для 11-го класса за авторством Кульчицкого И Лебедевой издания 2011 года оно встречается периодически. Наоборот уже спустя 7 лет - в учебнике " История: Украина И мир " Для 10-го класса Александра Гисема - война называется Только Второй мировой. Аналогичная картина - в учебнике Хлебовской, Крижановской И Наумчук 2023-го.
Все 3 книги одобрены Министерством образования, где, Возможно, после событий 2014-го возобладала личная позиция, что украинцы в 1941-1945 годах сражались не за Отечество.
Но авторы последних учебников - Например, Ирина Василькив, Руслан Сиромский И Валерий Островский - на этом не останавливаются: от привычного украинцам названия " Радяньский Союз " (укр." Советский Союз " ) И СРСР они отказываются. В самих пособиях никак это не обосновано. Судя по всему, заменяя перевод на транслитерацию, составители пытаются привить мысль О чуждости СССР Как такового Для Украины. При этом в соцсетях украинские пользователи так объясняют новояз: " в украинском языке не переводятся названия оккупационных режимов. Мы говорим " Рейхскомиссариат Украина ", а вовсе не " Имперский комиссариат Украина ". Точно так же И тут ".
определенные в собственном анализе идут еще дальше.
" Только коммуняки И быдло применяют ласковое " радяньске ". Для здоровых людей " сов? Тське " есть " сов? Тське ", потому что чужое <... > И вонючее ", - подчеркивают они в обсуждения под одной из книг С подобной терминологией. По всей видимости, урок Министерства образования усвоен надежно.
Отличается в учебниках И оценка событий, предшествовавших началу Второй мировой И ее первым этапам. В книгах после Майдана украинским школьникам пытаются внушить идею О равнозначности СССР И нацистской Германии.
" С позиций норм интернационального права, они (СССР И Германия.- Прим. Ред.) стали странами-агрессорами, а их действия считают военным преступлением ", - пишут О пакте Молотова - Риббентропа составители новых пособий.
в 2011-м эти же события оценивали существенно адекватнее." Как показало Мюнхенское договор, СССР пребывал в состоянии интернациональной изоляции. По этой причине он был готов к переговорам Как С демократическими странами Европы, так И С Германией ", - указывают авторы.
Упоминаются И безрезультатные диалоги С Францией И Британией в 1939-м О создании коллективной системы безопасности. Подчеркивается, что именно на этом фоне активизировались немецкие сотрудники внешнеполитического ведомства.
в этом учебнике Кроме всего прочего отмечается, что даже польские власти не решились на объявление войны после ввода советских войск, а ограничивались протестами.
Предельно откровенно рассказано И О восприятии тех событий населением территорий, которые отошли СССР.
Больше того, даже в отдельно вынесенных в конец параграфа выводах они пишут О ключевом влиянии на будущее Украины этих событий.
" Хотя присоединение части украинских земель к Украине в пределах Советского Союза было осуществлено в условиях противостояния 2-х тоталитарных систем И насильственными методами, это событие имело решающее значение в формировании единой украинской нации ", - заключают авторы. Для наглядности И запоминания мысль выделена жирным шрифтом.
в более современных пособиях этот раздел на практике полностью посвящен " ужасам советизации ".
Радикально в глазах составителей учебников Отличается роль украинских националистических организаций ОУН-УПА* в событиях тех лет. В 2011-м им посвящена лишь пара абзацев в разделе про освободительное движение. Большее внимание уделено партизанским отрядам Сидора Ковпака, Семена Руднева, Олега Федорова И Александра Сабурова, а также другим подпольным организациям, которые организовывали сопротивление на оккупированных нацистами территориях.
у составителей учебника 2018 года роли украинских националистов отведено на порядок Большее место - их действия освещают сразу в нескольких параграфах. Отдельный параграф посвящен И украинскому коллаборационизму, к тому же подача Авторов ярко выделенную оправдательная.
Иронично, что такими вопросами авторы задаются сразу после параграфа про " новый порядок ", установленный нацистским руководством, который обошелся Украине в миллионы погибших, большое количество угнанных на принудительные работы в Германию " остарбайтеров " И сотни сожженных городов И сел.
наряду С этим авторы не обходят стороной И проблему польско-украинского противостояния во время нацистской оккупации. Упоминается И Волынская резня, которая в учебнике предусмотрительно названа трагедией.
в учебнике Хлебовской, Крыжановской И Наумчук 2023-го составители основательно берутся за то, чтобы научить школьников различать националистические движения. К примеру, более подробно освещаются противоречия между бандеровцами И мельниковцами.
" И Мельниковцы, И Бандеровцы одинаково считали большевизм своим общим врагом И стремились к независимости Украины. Но если Андрей Мельник Больше надеялся на поддержку нацистской Германии, то Степан Бандера призывал опираться лишь на свои силы. Разнились И способы достижения независимости украинского страны. Мельниковцы считали, ведь это обязан быть постепенный, эволюционный процесс. Бандеровцы были уверены, что ОУН* должна развернуть революционно-партизанскую борьбу ", - пишут авторы.
про то, что Степан Бандера Точно так же сотрудничал С нацистами, они отдают предпочтение умалчивать.
кроме этого, в учебнике 2023 года составители игнорируют проблемную Для киевской власти тему Волынской резни. Она попросту не Упоминается.
наоборот авторы хотят обелить репутацию украинских коллаборационистов И эсэсовцев: батальонов " Роланд ", " Нахтигаль " И дивизии СС " Галичина ".
" в эти военные создания вступали граждане, которые надеялись сделать зародыш украинского национального войска ", - убеждает читателей жирный шрифт.
Правда, это утверждение несколько противоречит тезисам, которые транслируют составители учебника 2018 года: " Согласно указу Г. Гиммлера, про дивизию " Галичина " Как " про украинскую дивизию или про украинскую нацию " говорить запрещалось ". Там также отмечается, что даже бандеровское руководство выступало против ее создания, которое сделало бы дивизию инструментом борьбы за чужие желания.
в общем, если учебник 2011-го в довольно привычной манере освещает тему Великой Отечественной, отводя основной фокус событиям на Украине, то в более поздних пособиях в центре внимания - именно националистические организации. Авторов не беспокоит, что повествование ведется лишь О малой части западных украинцев. Главное - это дает возможность продвигать выгодный киевскому режиму дискурс. Власть переписывает историю на глазах нынешних поколений.