2 апреля, 20:58
От показа сцен лесбийской любви еврейская публика была в шоке. Еврейская община Нью-Йорка и всей Америки обсуждала и осуждала скандальный спектакль о жизни жалкого еврея-содержателя борделя и его еврейских проституток.
Рабби Джозеф Сильверман из синагоги Бейт Эммануэль на Пятой авеню постановил, что пьеса клевещет на евреев и запрещена к показу нееврейской аудитории. "Нью-Йорк Таймс" публиковала письма протеста, обвиняющие продюсеров в разжигании антисемитизма. Продюсер и ведущие актеры попали под арест, были осуждены за пропаганду разврата, оштрафованы и чудом избежали тюрьмы. Автора, известного идишистского писателя, убеждали уничтожить пьесу.
Речь идет не о сегодняшнем дне, а о постановке 1923 года на Бродвее пьесы классика еврейской литературы Шолом Аша "Бог возмездия" (Гот фун Некоме). Шум вызвала англоязычная постановка, поскольку на идише спектакль поставили впервые в Нью-Йорке еще в 1918 году. Нравы в Нью-Йорке тогда были не столь свободные. Мало что изменилось с той поры, когда Максима Горького отказались поселить в гостинице со спутницей, из-за того, что у него не было брачного свидетельства. "Великий пролетарский писатель" обиделся и написал "Город Желтого Дьявола". Он не поскупился на едкие замечание об американской морали: "удушающий запах лжи и лицемерия, трусости и безнравственности".
Так или иначе, но теперь, через 82 года Еврейский театр Доры Вассерман при Центре Сейди Бронфман представляет пьесу Шолом Аша на идише (с английским и французским синхронным переводом) в сезон 2005/06 года у себя дома в Канаде и на гастролях в Нью-Йорке.
Действие пьесы происходит в патриархальном еврейском местечке в Польше. Содержатель борделя Янкель Шапшович и его жена, бывшая проститутка Сорэ, обеспокоены будущим своей невинной дочери Ривкэле. Родители опасаются, что их "профессия" может помешает им выдать достойно дочь замуж. Семья живет рядом с заведением, однако Ривкэле даже не подозревает, что там происходит. Надеясь исправить свою репутацию в общине, а, возможно, и в глазах самого Г-спода Б-га, Янкель заказывает для синагоги свиток Торы. Он собирается выдать дочь за раввинского ученика. Планы рушатся самым неожиданным образом. Вопреки страхам родителей, девушку не соблазняет сутенер-конкурент или кто-то из клиентов. Ривкэле влюбляется в одну из отцовских проституток Манку. Посвященные дружбе двух девушек сцены полны подлинного лиризма. Образ Янкеля - своеобразного анти-Тевье сыграли на еврейской сцене самые великие актеры американского еврейского театра - Борис Томашевский, Давид Кесслер. Роль прославила Рудольфа Шилдкроута. Именно он попал под суд, когда попытался поставить пьесу по-английски на Бродевее. Постановка на идише американские власти не заинтересовала, да и рабби Сильверман тоже заявил, что в еврейский театр он не ходит, и пьесы на идише его не интересуют.
Рассказывают, что прочитав рукопись пьесы, классик еврейской литературы Ицхок-Лейбуш Перец заклинал автора: "Сожги это, Аш, сожги!" Вместе с тем, появление "Бога возмездия" восторженно встретили многие деятели культуры. Среди них один из лидеров американского еврейства 30-х годов рабби Стивен Вейзе, режиссер Константин Станиславский, драматург Юджин О?Нил и легендарный основатель еврейской газеты "Форвард" писатель Авраам Каган.
Художественный руководитель театра Брайна Вассерман считает пьесу Шолома Аша одной из наиболее значительных в репертуаре еврейского театра наряду с "Мирэле Эфрос" Гольдфагена, "Шейнделе" Амнона Леви и "Диббук" Анского. С этим никто не возьмется спорить. Действительно, пьеса была впервые поставлена в Европе в 1907 году и переведена на ряд европейских языков. "Бог возмездия" упоминается во всех учебниках и энциклопедиях и считается одним из шедевров Шолома Аша, строгого социального критика и замечательного писателя. Вот только ставить пьесу больше полвека не брался ни один репертуарный театр. Зато ее охотно играют в театральных школах и экспериментальных студиях. Там в пьесе видят не только и не столько возмездие за грехи отцов, как освобождение девушки из пут традиционных представлений. Такую интерпретацию "Бога возмездия" осуществил лауреат Пулитцеровской премии Дональд Маргулис на Вильямстоунском театральном фестивале летом 2002 г.
Брайна Вассерман не видит в пьесе ничего аморального. "Наоборот, - говорит режиссер, - пьеса вдохновлена духом библейских законов ответственности за грехи отцов, и в ней нет ничего особо провокационного. В пьесе подняты актуальные проблемы - контроль над страстями и невозможность приобрести уважение за деньги. В эру сериала "Секс в большом городе, - добавляет Вассерман, - трудно кого-нибудь смутить подобным сюжетом". Заметим попутно, что телесериал о жизни итальянских мафиози "Клан Сопрано" вызывает среди итало-американцев значительно большее раздражение, чем, скажем фильм о еврейских гангстерах "Багси" Дэйвида Мамета или "Однажды в Америке" Сержио Леоне. Актеров, игравших главные роли в "Сопрано", даже выгнали из колонны традиционного итало-американского парада в День Колумба в Нью-Йорке.