6 мая, 10:24
"Они идут на посадку. Молитесь!" Эти слова диспетчера аэропорта Адлер сочинец Грач Макеян не может повторять без слез. Он услышал их, когда встречал тот злополучный рейс.
- Самолет опаздывал, - говорит заместитель председателя армянской общины города Сочи Грач Макеян. - И мы с моим другом Симоном позвонили прямо в диспетчерскую. Он сам авиатор, и диспетчеры его хорошо знают. Спросили, когда ждать рейс. И услышали те слова, от которых у меня до сих пор стынет кровь: "У ребят проблемы с топливом. Они идут на посадку. Молитесь!"
Грач Макеян сейчас сам пытается докопаться до причин катастрофы. Свою версию он уже сообщил соотечественникам через ереванскую газету "Аравот":
"Самолет не брал топлива, вернее, взял его на бумаге. Как это обычно делается, на бумаге записали 10 тонн, а взяли меньше".
Причина такой экономии банальна - в России керосин гораздо дешевле. Экономически выгоднее заправляться "под завязку" не в Ереване, а в Сочи.
Если версия Макеяна верна, то многое становится ясно. После того как лайнер А-320 сделал попытку уйти на запасной аэродром, но вернулся почти с полпути, топлива в его баках вряд ли хватило бы на возврат до Еревана или Тбилиси.
И командир воздушного судна Григорий Григорян принял решение садиться в Адлере. После того как первая попытка оказалась неудачной, самолет ушел на второй круг. Заложил крутой вираж - и рухнул в море.
Летчики считают, что причиной ошибки пилота - он вышел на слишком большой "угол атаки" (угол между набегающим воздушным потоком и крылом) - могло быть неверное ощущение веса самолета. Ведь, отработав топливо, лайнер стал легче на несколько тонн. А руки пилота на автоматизме заложили вираж, как при положенном для этого маршрута запасе. Самолет сорвался в плоский штопор и разбился при ударе о воду. По расчетам специалистов, вся форсмажорная ситуация была скоротечной - всего около десяти секунд.
Летчики могли спаси самолет, лишь мгновенно прибавив тягу двигателей. Но они не успели...
Перед роковым вылетом стюард Роман Шереметьев поделился с мамой своими переживаниями. Он очень не хотел лететь в этот рейс.
- Надоела мне эта работа, - жаловался Рома. - Слетаю в последний раз - и все.
Почему он тогда сказал именно так? Ведь у авиаторов есть примета: никогда не говорить "последний". Только "крайний".
Его мама даже не предполагала, насколько пророческими окажутся эти его слова. И роковыми. Тело Ромы до сих пор не найдено.
Коллега Ромы Люсине Геворкян работала стюардессой не первый год. Свою работу она просто обожала. Даже бросила из-за нее институт, где училась на юриста.
- Она так любила небо! - плачет близкая подруга Люсине Ева. - Дочка у нее восьмилетняя сиротой осталась. Теперь бабушка ее воспитывать станет. А ведь Люсине так мечтала о семейном счастье, замуж собиралась.
Вся Армения сплотилась в этом страшном горе. Друзья погибших собираются вместе и ходят из дома в дом. Поддержать других, хоть немного облегчить свое сердце. Ведь горе, разделенное на всех, становится немного легче.
- Почему самолет не вернулся в Ереван? - этот вопрос задают друг другу все.
Пока на него нет ответа.
Родственники погибших молятся о душах своих близких. Панихиды прошли во всех церквях - и армянских, и русских.
На двух судах родственников доставили к месту катастрофы. Даже седые мужчины рыдали, смотря на плавающие в воде обломки.
Масло с разбившегося самолета растеклось по морю рыжей пленкой. Словно кровь.
В воду полетели алые гвоздики. Там, в черной глубине, остались тела почти половины пассажиров.
Их могилой стало море. Злое, соленое. От наших слез...